Смекни!
smekni.com

Современное искусство фотографии (стр. 3 из 3)

В 1980-1990-х годах излюбленным приемом фотографа становятся диптихи, на которых одни и те же персонажи предстают одетыми и голыми. Причем обнаженное тело всегда предъявляется не как нечто естественное, но как некое скандальное откровение. Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи. Да и фотографии построены так, что предполагают не созерцание, а скорее подглядывание. Впрочем, назвать этот эротический фототеатр шокирующе откровенным нельзя.

В работах Саудека нет физиологичности: для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты – нарочито постановочны и причудливы.

Источники вдохновения Яна Саудека не без основания принято видеть в сюрреализме или классической живописи – он и вправду делает все, чтобы его снимки выглядели не брутальным "мясом", а изысканной цитатой из некоего романтического прошлого. Правда, кажется, что самым близким первоисточником этих цитаций может оказаться отнюдь не, скажем, Рубенс или Магритт, а старинные порнографические открытки – все эти пожелтевшие, чуть смазанные, забавно церемонные снимки с пышноволосыми и пышнотелыми дамами, раскрывающими свою наготу из-под корсетов, кружев и полосатых чулок.

Сами по себе эти снимки давно являются объектом вполне эстетского и платонического культа. Наверное, жесткая эротика утрачивает свою прямую функцию и обретает эстетические достоинства отвлеченного искусства не только по мере того, как теряют свою актуальность и становятся достоянием истории былые представления о том, что является рискованным или возбуждающим, сколько по мере того, как представленные на них тела исчезают из реальности и остаются только на снимках. Двусмысленность фотографий Яна Саудека – именно в том, что они прикидываются настолько старинными, чтобы казалось, что все, кто для них позировал, просто не могли дожить до наших дней и давно лежат в могиле, хотя, сверившись с реальными датировками, можно с большими основаниями надеяться, что модели пребывают в добром здравии.

Хейн Лэсс (Hein Lass) родился в 1959 году в Южной Африке. В школе Лэсс превосходил других учеников в гуманитарных науках и изобразительном искусстве. Но в его семье искусство не считалось достойной профессией для мужчины и Лэссу пришлось поступить в Университет в Претории. По окончании университета в 1983 году по специальности машиностроение он привлекается к разработке проектов вооружений, поездов и судов. В 80-х и 90-х годах прошлого века Лэсс много работает по своей специальности, он также продолжает учиться и получает дипломы программиста и топ-менеджера. Чтобы удовлетворить свои творческие потребности, он начал серьезно заниматься фотографией еще в университете и был соучредителем одного из лучших клубов фотографии Претории. Лэсс быстро нашел свою нишу в фотоискусстве и стал снимать в стиле мифологических фантазий с непременным добавлением в своих сценах эротичности и легкой гламурности действия. Благодаря полученным техническим знаниям, Хейн Лэсс стал использовать свои компьютерные навыки в создании своих необычных "фотографий очарования" т.е. сплава реальных фотографий и ХИП арта.

На дебаты о том, что является искусством и каково должно быть настоящее фотоискусство, Лэсс никогда не обращал и не обращает внимания. Он считает, что фотоискусство должно включать в себя всё - это, собственно, и камера, и тёмная комната, и компьютер, и кисть, и т.д., а также всё это только инструменты, которые используются для достижения желаемого результата. С годами у Хейна Лэсса сложилась своя система взглядов на окружающую действительность, своя система веры и убеждений.

С юных лет он увлекался философией экзистенциализма, а позже древними философскими концепциями, метафизикой и алхимией. Лэсс следует идее о том, что всё является частью целого, что всё и каждый обладают красотой и гармонией, и что всё это должно непременно совершенствоваться. Хейн Лэсс не разделяет взгляды догматической церкви вследствие их основного положения о том, что все люди рождаются в грехе и таким образом обречены на страдания. Творчество и фотоискусство Хейна Лэсса пришлось не по нраву многим представителям догматической культуры Претории, и он оказался в длительной конфронтации с пуританизмом жителей Южной Африки.

Кроме фотоискусства Лэсс увлекается живописью, одно из его пристрастий изысканная кулинария, также, если есть свободное время, он любит заниматься виноделием и пивоварением. Его другая большая любовь - музыка с мистическим привкусом от "Лед Зеппелин" до Малера. В поисках музыкального совершенствования он также спроектировал множество систем звуковых колонок. Вероятно, вследствие своей постоянной занятости и хобби, Лэсс был женат дважды, но теперь ему приходится делить свой дом с девушкой и тремя собаками. На протяжении всей свой жизни Лэсс всегда держит собак для компании. "Различие между женой и собакой - в том, что, чем позже Вы приходите домой, тем более счастлива ваша собака."

Список литературы

1. Н.К. Жолудев Фотография от А до Я. Иллюстрированная энциклопедия

2. Розов Г.Д. Искусство фотографии

3. Хоуп Терри Лучшие фотографы мира и их самые удачные фотографии.