Именно эти процессы – ядро театрального искусства, служащее арт-терапии. Это театральное искусство, используемое особым образом, в данный момент и в данном месте, – суть драма-терапии и практики ее применения.
Часто спрашивают, являются ли драма-терапия и психодрама вариацией на одну и ту же тему – или это совершенно разные вещи? Драма-терапия в основном работает с драматической реальностью, часто на материале пьес, легенд и мифов о разных жизненных ситуациях. Напротив, психодрама, вообще говоря, работает со сценарием жизни клиента, реальными событиями, которые происходили в его прошлом, происходят сейчас или могут произойти в будущем.
Большая часть терапевтической работы в психодраме осуществляется через имитацию, то есть воссоздание эпизода с разными членами группы, исполняющими в сценах роль "значимых других". При анализе сцен в психодраме используются многие театральные приемы, в том числе проигрывание ролей в обратном направлении и метод "пустого стула". Клиент здесь эмоционально не дистанцируется от своего материала. Разве что это бывает с той целью, чтобы дать клиенту возможность сыграть роль "значимого другого", не используя прием проигрывания роли в обратном направлении.
Психодрама – очень эффективный метод, сочетающий широкий спектр творческих систем и приемов, многие из которых основоположник психодрамы Якоб Морено, заимствовал из театра. [7] Психодрама считается мощным средством психотерапии, использующим методы, взятые Морено из профессионального театра и усовершенствованные в дальнейшем.
Драма-терапия – это недавно возникший вид арт-терапии (или, как ее еще называют, терапии творчеством, художественной терапии, или терапии через самовыражение), но у нее древняя история. В любой культуре, как недавнего, так и весьма отдаленного прошлого, театр (включая драму) был частью и жизни общества, и жизни отдельных людей, он был как средством выражения необходимости изменений, так и частью этих изменений.
Драма и театр были частью как религиозных обрядов, так и уличных представлений, актеров превозносили до небес – и обращались с ними как с бродягами. С чего начинается понимание драмы и театра и их взаимосвязи с терапевтическим действием?
Драма как вид искусства, где мы участвуем в качестве актеров, технического персонала, режиссера и зрителей, имеет решающее значение для нашего выживания. Если у нас не будет возможности принять участие в "драме, которая больше, чем жизнь", тогда мы, может быть, сотворим драму, которая будет действительно больше жизни – по своим разрушительным масштабам.
Ритуал, одна из древнейших форм театрального искусства, дает людям возможность укрепить веру и свои взаимоотношения, заново переосмыслить тему добра и зла – используя символы и образы, на разных уровнях влияющие как на отдельного человека, так и на целые группы людей.
В основе нашего понимания драма-терапии лежит способность человека не только воспринимать, но и создавать то, что в действительности не существует, – через придуманную драму. Это самый главный принцип эффективности драма-терапии, независимо от того, применяется она в целях предупреждения болезни или же в ходе лечения.
Представление об арт-терапии как оригинальном направлении в социально-культурной деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.
Опыт написания контрольной работы по данной теме предоставил возможность повысить свою осведомленность об этом все еще достаточно "экзотическом" методе, принять определенные организационные решения, касающиеся деятельности социально-культурных учреждений, сделать свой выбор как руководителя творческого хореографического коллектива в пользу более серьезного профессионального освоения танцевально-двигательной арт-терапии, цветотерапии и костюмотерапии.
1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.
2. Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А. Минде; Пер. с англ.И. Динерштейн. – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.
3. Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. – СПб.: Издательство "Лань", 1999. – 256 с.
4. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии [Текст] / А.И. Копытин. – СПб.: Издательство "Речь", 2003. – 96 с.
5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия [Текст] / Л.Д. Назарова. – СПб.: Речь, 2002. – 240 с.
6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ.М. Папуш. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.
[1] Копытин А.И. Основы арт-терапии [Текст] / А.И.Копытин. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – С. 7.
[2] Копытин А.И. Тренинг по фототерапии [Текст]/ А.И.Копытин. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – С. 172.
[3] Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия [Текст] / Л.Д.Назарова. – СПб.: Речь, 2002. – С.26.
[4] Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ. М.Папуш. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. – С. 14.
[5] Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст]: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз; Пер. с англ. М.Папуш. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. – С. 21.
[6] Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А.Минде; Пер. с англ. И.Динерштейн. – М.: Эксмо, 2003. – С.26.
[7] Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А.Минде; Пер. с англ. И.Динерштейн. – М.: Эксмо, 2003. – С.31.