Святую обитель Соловецкую прославил сонм подвижников благочестия, в разное время подвизавшихся в монастыре, в его скитах и пустыньках. 9/22 августа, в день празднования Собора Соловецких святых, православные поминают первоначальников обители, преподобных Зосиму, Савватия и Германа, преподобного Елисея Сумского, преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских, преподобных Вассиана и Иону Пертомин-ских, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, преподобного Диодора (в схиме Дамиана) Юрьегорского, преподобного Елеазара, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер, преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Расиятского скита на острове Анзер, и многих других святых.
В XX веке Господь попустил обители страшные и жестокие испытания. После октябрьского переворота острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии и Украины.
Около шестидесяти человек из числа братии монастыря добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных, работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось проводить в кладбищенской церкви преподобного Онуфрия Великого. Длилось это до 1932 года, когда последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения — окончательно запрещены.
Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, мужественно стоявших за веру и Отечество.
На закате советской империи Соловецкий архипелаг представлял собой оторванный от материка заброшенный кусок земли с постепенно вымирающими хозяйствами, унылыми пейзажами, лицами и судьбами. Все изменилось 25 октября 1990 года, когда вновь открылся Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиаль-ный мужской монастырь. Затеплилась иноческая жизнь в возрождаемой обители.
На юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году были канонизированы Церковью более тридцати ново-мучеников и исповедников Соловецких и установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа, на следующий день после Собора Соловецких святых.
Паломники, посещающие Соловецкую обитель, часто не успевают познакомиться со всем, что в ней достойно внимания. Конечно, главное для паломника — приготовить сердце свое к встрече с Соловецкими святыми, но все же не мешает и знать хотя бы немного о «теле» монастыря. Возможно, это знание поможет разглядеть за вековыми камнями обители каменья драгоценные, уготовляемые Господом к устройству Небесного Иерусалима.
Вокруг монастырских стен находится несколько часовен. Одна из них, Александровская, появилась в 1858 году у монастырской пристани в память посещения обители императором Александром П. Высокому гостю интересно было осмотреть монастырь, который оказался «не по зубам» хорошо обученным и прекрасно вооруженным английским морякам. С государем прибыл и бывший во время штурма настоятелем обители архимандрит Александр, за год до того рукоположенный во епископа Архангельского. Это было первое после Петра 1 посещение обители преподобных Зосимы и Савватия царем. Стены восьмиугольной часовенки с четырьмя фронтонами, каждый из которых поддерживается двумя круглыми колоннами, оштукатурены и побелены. Главка выполнена в форме стилизованной императорской короны, крыша — восьмигранная, крыта железом. Двери — с трех сторон, их створки до половины застеклены.
Когда-то Святые врата были «лицом» монастыря. Это не просто вход в обитель, исполненный с особым архитектурным изяществом. Святые врата должны были сказать входящему: вот здесь — мир земной, а здесь — «преддверие рая». Монастырь утопал в зелени, и когда паломник входил сюда весной, то видел цветущие деревья и вдыхал пропитанный ароматами цветов воздух. И сразу ощущал, что попадает совсем в другое пространство. В советское время от этого главного входа в обитель мало что осталось. Были разрушены расписные столбы, кровля с орнаментом, окованные металлом деревянные ставни.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Строительство надвратной Благовещенской церкви началось в 1596 году и продлилось пять лет. Зодчим был монах Трифон (Кологривов), построивший Соловецкую крепость. Первоначально храм над Святыми вратами был небольшим, имел одну главу и завершался несколькими ярусами щипцов (кокошников) на кровле, которые образовывали как бы пирамиду. В середине XIX века Благовещенскую церковь значительно перестроили. Видоизменились окна, кровлю переделали на четырехскатную. Резной иконостас 1633 года не сохранился; в середине XIX века его заменили новым. Настенная роспись также относится к XIX веку. С севера и юга к Благовещенской церкви пристроены Настоятельский и Благовещенский корпуса, бывшие в XVII веке одноэтажными. Нынешний вид свой приобрели они в XIX веке. Богослужения здесь постоянно совершаются с 1992 года. После возвращения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкую обитель они долго находились в Благовещенской церкви. Над раками с мощами была установлена резная кипарисовая сень.
Русские монастыри в XV—XVI веках устраивались согласно общежительному уставу, который предполагал общую трапезу для всей братии и настоятеля. Поэтому в первую очередь строили собор и трапезную с малой церковью при ней. Неудивительно, что Трапезный комплекс с Успенской церковью, возведенный за шесть летних сезонов к 1557 году, стал первым каменным зданием монастыря. Строили его новгородские мастера.
Особенно сильное впечатление производит Трапезная палата, представляющая в плане почти точный квадрат. Ее своды поддерживает мощный, круглый в основании, столп. Трапезная была расписана в 1820-х годах, однако ныне восстановлена в том виде, который имела ранее, — без росписи.
Сама церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена на высоком подклете, трехглава, с главками в один ряд. Кровля имеет характерное для монастырских сооружений этого периода щипцовое завершение. Конструкция церквицы аналогична конструкции Трапезной палаты: также одностолпное сооружение, но столп на этот раз — восьмигранный. В комплекс зданий вместе с церковью и трапезной входит помещение Келарской палаты, сооруженной в тот же период и имеющей похожую конструкцию. Все три здания объединены переходами.
Звонницу, расположенную между Успенской и Никольской церквями, мы можем увидеть уже на изображениях монастыря, относящихся к XVI веку. В начале XVII века на месте прежней деревянной была возведена каменная колокольня, поставленная на семи столбах и имевшая трехшатровое завершение. Нынешняя трехъярусная колокольня появилась в 1777 году — ее поместили на основание, оставшееся от предыдущей колокольни. Архитектурные элементы отражают влияние времени — на декоративное оформление фасадов некоторое влияние оказало искусство барокко. Колокольный шпиль поднимается более чем на 50 метров — это самое высокое строение на острове. Когда-то с колокольни благовестили 35 колоколов {один из которых весил 17 тонн), но в 1920-е годы все они были утрачены. Сейчас монастырская звонница постепенно восстанавливается.
Никольская церковь построена к 1834 году на месте каменного храма XVI века, разобранного за ветхостью. Храм был одноглавым, имел двускатную крышу и собственную звонницу Новая Никольская церковь, возведенная на фундаменте старой, отличается от своей предшественницы. В ее архитектуре нет четкого стилевого единства. Храм сооружен на высоком подклете, имеет пятиглавое завершение, его боковые главы широко разнесены (по образцу Cnaco-Преображенского собора).
Спасо-Преображенский собор построен за восемь лет к 1566 году. Представляет собой значительный, во многом уникальный памятник древнерусской архитектуры. Его стены, достигающие в толщину шести метров, несколько наклонены внутрь и завершаются щипцовой кровлей с ярусами килевидных кокошников. Необычный вид зданию придают расположенные по его углам приделы в виде четырехугольных башен, увенчанных луковичными главами. Центральный восьмигранный барабан изначально завершался шатром. Сооружение луковичной главы связывают с реформами патриарха Никона середины XVII века, когда строительство шатровых храмов было запрещено. Buy три собор, как и большинство других монастырских построек, имеет ярусную структуру. Собственно храм занимает второй ярус. Помещение это прямоугольное, с крестовыми сводами. Алтарь отделен от залы каменной стеной. Нижний ярус представляет собой подклет с хозяйственными помещениями. Третий ярус составляют чердачные помещения и четыре угловых придела, соединенные между собой галереей. Подняться сюда можно по лестницам, проложенным в толще стен. Помимо четырех угловых, собор имеет еще два придела, расположенные у восточной стены: Михаило-Архангельский и Зосимо-Сав-ватиевский. Здание собора неоднократно переделывалось и перестраивалось. Пожар 1923 года нанес храму большой ущерб: сгорели все пять его глав. Реставрация памятника проводилась в 70—90-х годах XX века под руководством В. В. Сошина и О. Д. Савицкой. Тогда в первоначальном виде были восстановлены кровля и луковичные главы над приделами и центральным барабаном.
Соловецкая крепость относится к типу регулярных крепостей, рассчитанных на активную круговую оборону с использованием артиллерии. Отсюда прямая трассировка стен большой толщины (но относительно невысоких), значительный вынос башен за плоскость стен и наличие подошвенного пушечного боя. Общая протяженность стен — больше километра. Толщина их у основания достигает 7 метров, а на уровне боевого хода — 4 метров. Крепость имеет форму вытянутого с севера на юг пятиугольника, по углам которого расположены круглые боевые башни: Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая; обращенное к морю западное крыло защищено Успенской башней. В башнях и стенах устроено одиннадцать проездов. На Святое озеро выходит пристенок с двуми башнями — Поваренной и Квасоваренной; ворота пристенка — Поваренные и Квасова-ренные, а также Никольские, переделанные в начале XX века из пушечной бойницы.