На братском монастырском кладбище, расположенном на холме к югу от монастырских стен, находилась каменная церковь преподобного Онуфрия Великого, выстроенная в 1824 году на месте деревянного храма. Это последняя церковь, в которой еще совершались богослужения во времена СЛОНа; ее взорвали в 1940-е годы. На месте церкви преподобного Онуфрия (от нее сохранилось лишь каменное основание) в 1990 году был установлен крест. От громадного когда-то кладбища остались четыре плиты. В 1994 году появилась первая новая могилка — 7 сентября преставился ко Господу иеродиакон Иринарх (Михеев).
Савватиевский скит был устроен на том месте, где несколько лет прожили преподобные Савватий и Герман. Позже здесь селились иноки, искавшие пустынножительства. Неизвестно, что здесь было тогда из строений, но, видимо, часовня уже была, поскольку в середине XVIII столетия ее перестраивали. Тогда же соорудили кельи, пристань и конюшню, Основные строения возводились уже в XIX веке: церковь в честь иконы Смоленской Божией Матери, невысокая шатровая колокольня, примыкавшая к церкви с запада, и келейный корпус, построенный в 1863 году (не сохранился). К концу XIX века Савватиевский скит был полностью благоустроен. Рядом с храмом в 1886—90 годах возвели большой двухэтажный корпус для проживания 15 человек монастырской братии, многочисленных трудников и паломников. В храме совершались ежедневные богослужения. В 20—30-е годы XX века здесь располагалось 2-е отделение СЛОНа, где содержались политзаключенные. С 1939 по 1942 год вблизи скита размещались землянки и учебные классы Учебного отряда Северного флота — Школы юнг. Сейчас Савватиевский скит постепенно возрождается.
От Савватиева скита хорошо видна церковь на вершине Се-кирной горы, названной так в память об ангелах, высекших жену рыбака. Место это было обжито в середине XIX века. В 1860—62 годах на Секирной горе возвели столпообразный храм с двумя престолами: в верхнем находилась церковь в честь Вознесения Господня, в нижнем устроили придел в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех. Храм завершает звонница с куполом, увенчанным небольшой главкой. В световом барабане, на котором поставлена главка, раньше был маяк. Храм связан галереей с деревянным братским корпусом. С юго-западной стороны на гору ведет пологая дорога, а с севера — высокая лестница- С юго-востока у подножия горы находилась часовня в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех (не сохранилась). Во времена СЛОНа на Секирной горе располагалось 4-е отделение Соловецкого лагеря — штрафной изолятор. В храме были устроены тюремные камеры, а крутую лестницу на северном склоне горы, насчитывающую 250 ступеней, превратили в место казни. Впервые Божественная литургия в возрождаемом скиту была отслужена в ] 992 году. У северного склона Секирной горы 21 августа 1992 года воздвигли Поклонный крест в память всех погибших узников лагеря.
Свято-Андреевская пустынь находится на Большом Заяцком острове, расположенном в пяти километрах к юго-западу от Большого Соловецкого острова. С основанием обители здесь было устроено становище для монастырских промысловиков. При игумене Филиппе тут появились деревянные кельи и каменные палаты, поварня и гавань. В 1691 году на остров была перенесена деревянная часовня, которую во время второго посещения монастыря Петром I перестроили в храм святого апостола Андрея Первозванного. Некоторое время после упразднения обители в XX веке отдаленный скит оставался нетронутым. В эпоху СЛОНа в скиту был устроен штрафной изолятор для женщин-заключенных. В настоящее время постройки скита, как и все памятники Заяцких островов, находятся в ведении Соловецкого музея-заповедника. Ежегодно 13 июля, в день празднования Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, насельники обители приезжают на остров и служат Божественную Литургию в Андреевской церкви.
С давних пор монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, знаменуя этим победу Сына Божия над смертью. Неудивительно, что первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало именно водружение креста.
Традиция поставления деревянных восьмиконечных крестов поддерживалась во все время существования обители. Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и в центральной части островов. Перед закрытием монастыря на островах насчитывалось их около трех тысяч. Были среди них кресты обетные, поклонные, придорожные, маячные, памятные. В Старой Сосновке, например, крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, нарекаемой «Корсунская» или «Сосновская».
Кресты Русского Севера — не просто памятники народной культуры (у поморов они являлись и привычными навигационными знаками, наносившимися на лоцманские карты). Знамениты кресты Мезени и Поморья, высотой с двухэтажный дом, украшенные фартуками, платочками: самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. К наиболее почитаемым крестам ходили за многие километры. При отсутствии храма или часовни у креста отправляли молитвы ко Господу.
Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII — началу XIX веков сложилась ставрография (т.е. начертание крестов) Соловецкого Поклонного Креста. Определенные клейма-монограммы, вырезанные по лицевой части, обозначали ключевые библейские понятия, а в нижней части, как правило, находилось изображение черепа — так называемый «Ветхий Адам». Кладка из валунов, укрепляющая крест, символизировала Голгофу. Иногда на большой перекладине вырезалась монограмма КТПВСВТС — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Высота поклонных крестов достигала в ряде случаев 10 метров. Часто крест дополнялся: слева — копием, а справа — тростью. Для придания устойчивости и лучшей сохранности опора креста нередко помещалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей.
В символическом пространстве Соловецкого архипелага крест становился вполне материальным путеводным знаком спасения. Многометровые приметные кресты по берегам указывали мореходам путь к спасительной гавани. Вход в бухту Благополучия обозначали системы приметных крестов; то же было и в Троицкой губе острова Анзер и по берегам губы Долгой. Промысловики и купцы перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь, обычно служивший для поморов промежуточной стоянкой на пути в Архангельск или в Баренцево море, а в случае крушения — единственной надеждой на спасение. Сотни обетных крестов, установленных мореходами в благодарность за удачное окончание опасного плавания, стояли прежде на Соловках. Особенно много было их на мысе Капорский (на Анзере) и в гавани Большого Заяцкого острова. Поставлялись кресты и в местах спасения терпящих кораблекрушение — таким местом был, например, анзерский мыс Колгуев.
Охранительные кресты воздвигались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный смысл и становилось христианским памятником. Такие деревянные кресты сохранились на мысе Колгуев. Над древним капищем на Сигнальной горе Большого Заяцкого острова были выложены кресты каменные.
В богоборческие советские времена чуть не исчезла не только традиция воздвижения крестов, но и сами кресты, установленные когда-то нашими предками. Последним, поставленным до революции, был крест над источником преподобного Елеазара возле Троицкого скита. И сейчас еще на нем можно разобрать потрясающую сознание дату установления — 25 октября 1917 года. Великое множество соловецких крестов было уничтожено во времена СЛОНа (на смену им по глухим местам узники концлагеря сколачивали новые кресты). Во второй половине XX века заброшенные кресты постепенно приходили в ветхость по вполне естественным причинам.
Традиция поставления крестов возродилась с восстановлением иноческого жития в Спасо-Преображенской обители. При монастыре начала работу кресторез-ная мастерская, резчики которой изготовляют кресты в соответствии со старинными правилами. До своей кончины ставрографию крестов утверждал духовник обители старец Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерского монастыря.
В августе 1992 года по благословению Патриарха Алексия II был освящен поминальный поклонный крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (во времена СЛОНа здесь был штрафной изолятор).
Этот колокол, отлитый на ярославском колокололитейном заводе С. Д. Чарыш-никова по личной инициативе императора Александра II, принесен был императором в дар Соловецкой обители.
Литье колокола было связано с одним событием Крымской войны 1853—56 годов. Эхо южных морских баталий донеслось и до северных краев — 6 июля 1854 года к Соловкам подошли два английских шестидесятипушечных парусно-паровых фрегата. Англичане предложили русским сдать обитель. Иноки ответили отказом и выкатили две пушки. В начавшейся перестрелке один фрегат был поврежден и ушел ремонтироваться. На следующий день фрегаты повторили атаку, открыв огонь из всех орудий. В ответ палили две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене.