Более 1000 лет Киев имеет славу Иерусалима земли Русской и средоточием его святости всегда принимался св. Софией. На протяжении веков человекполучал здесь моменты высшей радости, чуство близости Бога. Именно поэтому София владеет большой притягательной силой: языком архитектуры и живописи онаобращается к нам со словами вечной истины. Всматриваясь в лики святых, вступаем в общение с ними, так же, как и наши далекие предки: "Святой Фока, поручений от Бога плавающим в море, правитель, направь меня, подтопленного волнами житейскими ". Эта надпись на фресковом изображении св. Фоки - покровителя мореплавателей, оставил человек, который молился святому в 11 веке. Близкие и понятные слова каждому из нас — тому, кто плывет по бурным волнам житейского моря.
Оглянувшись вокруг, обнаруживаем, что мир св. Софии тесно заселен. Нас окружают сотни святых, и мы подсознательно чуствуем себя частьюэтого большого мира. Современному человеку тяжело с ориентироваться в нем и понять систему фресок. Она воспринимает одухотворенные образы святых либо как объектпоклонения, либо как образец высокого искусства. Но в старину этот священный мир жил своей четко организованной жизнью. Собор с его архитектурой и живописью не был предназначенный только для созерцания, как и не был он только "домом молитвы". София — это дом Божий, и в нем Бог всегда рядом с верными ему.
Вывод
София призывает нас к объединению, а не к вражде, к любви, а не к ненависти. София дает нам возможность узнать, какими были наши предки и какими мы должны быть. Для этого она сохраненная Богом и людьми.
Всегда актуальными остаются слова известного искусствоведа Ф. Шмита:
"В старом искусстве – душа наших предков и, значит, наша душа: потому что в нас живут давно ушедшие в могилу поколения… Надо знать, кто мы такие, что мы сами можем и чего не можем ".
Список литературы
1. Никитенко Н.М. Собор святой Софии в Киеве – К. Техника,2000. – 232с.
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия диск № 1 2004 г.