Михаила Архангела Свирская церковь (Смоленск)
Время создания:1180—1197 гг.
Величественная церковь во имя Михаила — некогда придворный храм смоленского князя Давида Ростиславича. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. Смоленские мастера в конце XII века развили характерные для их времени композиционные схемы кирпичного строительства. Чрезвычайно большая высота основного объема подчеркнута соподчиненными ему массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами. Отличительная черта этой церкви — прямоугольные боковые апсиды. Необычны также массивные нартексы. В церкви архангела Михаила в кладке стен и столбов обнаружены квадратные отверстия — места выхода некогда существовавших деревянных связей, которые укрепляли верхнюю часть храма. Судя по этим отверстиям, деревянные брусья располагались в четыре яруса. Своды храма были полностью переложены в XVII—XVIII веках, но сохранились почти все древние арки, разделявшие своды, в том числе и подпружные. Уцелел и постамент под барабаном, и значительная часть самого барабана. Церковь Михаила Архангела необычна по своему общему архитектурному решению, пропорциям, формам, что придает ей исключительное своеобразие. Центрическая ступенчатая композиция храма получила распространение в других местных школах зодчества Древней Руси. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде.
Дмитровский собор (Владимир)
Время создания:1194-1197 гг.
Крестчатые столбы выедены на высоту стен и держат массивную главу собора. На внутренних стенах столбам соответствуют плоские лопатки. С западной стороны расположены хоры.
Храм построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Одноглавый и четырехстолпный трехапсидный храм первоначально был окружен низкими крытыми галереями, а у западных углов имел лестничные башни с всходами на хоры. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов. В аркатурном фризе южного фасада находились фигуры русских князей, в том числе владимирских. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет мудрого и сильного властителя. Преобладание в скульптуре образов льва и грифона указывает на дальнейшее развитие великокняжеской эмблематики. Однако усиление символизма и космологизма всего замысла привело к снижению рельефа. В центральных закомарах дана фигура царственного певца, играющего на псалтири. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа. Справа от Давида, на южном фасаде, изображено «Вознесение Александра Македонского на небо». Налевой его закомаре западного фасада изображен царь Давид, за которым следует Соломон. В скульптуре западного фасада обращают внимание сцены подвигов Геракла. В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой закомаре изображен сам князь Всеволод III. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера.
Церковь Спаса на Нередице (Новгород)
Время создания: 1198 г.
Церковь Спаса была построена князем Ярославом Владимировичем. Росписи по традиции, идущей с советских времен, приписывали местным, новгородским мастерам. Некоторые находки и вправду позволяют предположить, что этот мастер возглавлял работы по созданию фресок Спасо-Преображенской церкви. По своему архитектурному облику Спас на Нередице уже не отличается от посадских приходских церквей Новгорода. Политическое и материальное положение князя настолько ослабело, что он не претендовал в своем строительстве на соперничество с кафедральной Софией. По его распоряжению возвели небольшой кубического типа четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Сложен он традиционной для новгородского зодчества каменно-кирпичной кладкой. Внутреннее пространство Спасской церкви упрощено в сравнении с постройками предшествующего периода — первой трети XII века. Достаточно скромно выглядели княжеские хоры-полати, где располагались два придела. Лестницы в пристроенной башне уже не было, ее сменил узкий вход в толще западной стены. При строительстве здания не выдерживалась точность линий и форм. Чрезмерно толстые стены были кривы, а плоскости неровны. Но продуманные пропорции скрашивали эти недостатки, и храм производил достойное, торжественно-величественное впечатление.
Параскевы Пятницы церковь (Чернигов)
Время создания: 1198-1199 гг.
Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны. Скорее всего, ее выстроили на свои деньги торговые люди. Размеры церкви невелики - 12 х 11,5 м. Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII веке тип постройки неизвестный зодчий разработал совершенно по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их к стенам, что позволяет максимально расширить центральное помещение храма и по-новому, в виде полузакомар, сконструировать угловые части фасада, которые он делает в четверть окружности. Переход к высокому и массивному барабану осуществляется при помощи повышенных сводов и двух рядов кокошников. Небольшие по объему апсиды незначительно ниже закомар. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность: две кирпичные стенки с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5—7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки.Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же узенькую лестницу в западной стене.
Параскевы Пятницы церковь на Торгу (Новгород)
Время создания: 1207 г.
Скорее всего, Пятницкий храм на Торгу возводили не новгородские мастера, а смоленские, т.к. она не имеет прямых аналогий среди новгородских церквей, но схожа со Свирской церковью Смоленска. Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для Новгорода. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно не типично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
Заключение
Итак, мы видим, что сохранилось достаточно много памятников Древнерусского зодчества XI - начала XIII вв. – около 30. (Следует также учитывать тот факт, что многие строения в работу не вошли, ввиду значительного изменения их внешнего вида в ходе пожаров, войн, природных бедствий или неудачных реставраций) Особенно много их осталось в Новгородской и Киевской землях.
Храмы закладывались в основном местными князьями в честь своих небесных покровителей, но зачастую собор могли возвести в честь какой-либо крупной победы. Иногда заказчиком храма становилась местная торговая элита.
Архитектурные черты многих памятников поражают своим великолепием, а мастерство их выполнения заслуживает восхищения. В ходе работы мной было выяснено, что для строительства зачастую приглашались иноземные мастера, в частности византийские и греческие. Но многие храмы были построены стараниями русских зодчих. Постепенно в каждом княжестве складывается своя архитектурная школа с собственным подходом к технике строительства и декору зданий.
К XII в. русские мастера овладели техникой цементной кладки, использовали кирпич. Большое внимание уделялось росписи храмов фресками и декорированию мозаикой.
Историческая судьба многих памятников архитектуры того времени плачевны – они безвозвратно утеряны для нас. Некоторым повезло больше – они хоть и значительно перестроены, но всё же могут дать нам некоторое представление о зодчестве той эпохи. Многие же сооружения сохранились до наших дней почти в первозданном виде, и именно они дают нам самую полную картину об архитектуре Древней Руси XI - начала XIII вв.
Список использованной литературы:
1. Комеч А. И., Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. — М.: Наука, 1987.
2. Раппопорт П. А., Древнерусская архитектура. — СПб, 1993.
3. Русские храмы/ ред. группа: Т. Каширина, Г. Евсеева – М.: Мир энциклопедий, 2006.