Смекни!
smekni.com

Сочинский Художественный музей: история создания, деятельность, фонды (стр. 2 из 3)

В фойе Художественного музея работает салон по продаже сувениров, антиквариата и картин современных художников.

В музее постоянно ведется большая научно-исследовательская работа по изучению музейной коллекции изобразительного искусства, а также исследованию других выдающихся художественных памятников на территории Сочи.

Одним из важных разделов работы музея является экспозиционно-выставочный. На данный момент музей располагает тремя постоянно действующими выставками:

"Русское искусство ХIХ-ХХI вв. " (живопись, скульптура, графика)

Декоративно-прикладное искусство России ХХ в. "Мегапроект. Макет Сочи олимпийского" - планировочные проекты Сочи - столицы Олимпийских игр 2014 года.

Кроме того, ежегодно экспонируется 15-20 временных выставок из разных городов и музеев страны. На базе музея проводятся фестивали и форумы по теме изобразительного искусства ("Квадролог", "Бархатные сезоны", "Буян остров" и др.).

Главным достоянием музея является коллекция живописи, которая изобилует многими выдающимися именами художников дореволюционного искусства и народных художников России ХХ века (И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, Б.М. Кустодиев и т.д.). Историческое значение коллекции художественного музея неоднократно отмечалось выдающимися деятелями культуры и искусства нашей страны. В частности, в 2004 году музей посетил министр культуры РФ г-н Соколов, который отметил не только красоту и великолепие здания музея, но и высокую историко-художественную значимость его коллекции.

Кроме постоянной экспозиции в музее ежемесячно открываются временные выставки из собрания музея, творчества местных художников Юга России, ярмарки ювелирных изделий.

Художественный музей Сочи участвует в британском проекте "Искусство Англии в региональных музеях России"

Сочинский художественный музей принимает участие в международном проекте "Искусство Англии в региональных музеях России", который инициирован Британским советом, на протяжении 10 лет сотрудничающим с такими крупными музеями России, как Государственный Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Проект предполагает три разноплановые выставки, которые посетят всего 12 художественных музеев России, среди которых и сочинский. Уже известно, что первый вернисаж "Волшебный карандаш" будет посвящен работам современных английских авторов-иллюстраторов. Позже в музее откроется оригинальная выставка "Если бы у меня был ты" Дарена Алмонда. Форма подачи вернисажа будет совсем необычная - в виде видеоинсталляции.

В Сочи выставка прибудет после премьеры на Международном московском биенале современного искусства. Завершит британский проект "Искусство Англии в региональных музеях России" персональная выставка работ известного скульптора Генри Мура.

Контингент посетителей музея составляют жители и гости курорта, студенты, школьники, воспитанники дошкольных учреждений. Ведется шефская работа по обслуживанию воинских частей на территории города, отделов соцзащиты и др. Научными сотрудниками и экскурсоводами музея проводится несколько тысяч экскурсий, лекций и массовых мероприятий, в том числе: вернисажи, творческие встречи с выдающимися художниками, работает абонемент лектория для студентов СГУКДиТа "Шедевры Третьяковской галереи".

За весь период существования музея его посещаемость составила более 3 млн. человек. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Сочинский художественный музей является истинным научно-просветительским центром и ведущим очагом культуры на Черноморском побережье Кавказа.

В структуре организации имеются:

архив, научная библиотека, экспертная группа, реставрационные мастерские.

Единиц хранения:

4900, из них 4500 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

"Советская живопись 1930 - 50-х годов" - 70 ед. хр.

"Советская графика" - 300 ед. хр.

"Жудожественные ремесла" - 350 ед. хр.

"Русская живопись конца XIX - начала ХХ вв. " - 16 ед. хр.

В здании музея проводятся также постоянные выставки. Например:

"Русское искусство рубежа XIX - XX веков"

"Искусство советского периода 1930 - 1950-х годов"

"Графика советского периода" "Антиквариат из частных коллекций"

"Сочи и его окрестности" Выставка живописи и фотографии

"Время вперед"

Персональная выставка живописи и графики В. Яблонского.

Наиболее интересные предметы фондов

Крупные выставочные проекты:

"Молодые художники Юга России". 1998 г.

"Современное изобразительное искусство". Фестиваль. Ежегодно с 1994 г.

Выездные и обменные выставки:

"Скромное обаяние 30-х годов". Живопись и графика 1930 - 50-х годов. - 60 ед. хр.

"Художник и модель". Живопись, графика. - 65 ед. хр.

"Круг Фаворского". Живопись, графика - 70 ед. хр.

Издания, выпущенные организацией:

"Путеводитель" - 1982 г.

Каталог со сатьей "Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства". 1994 г.

Каталог со сатьей "Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства". 1995 г.

Основные экскурсии:

Советское искусство 1930 - 50-х годов

Евангельские сюжеты

Современное искусство России

Дополнительные услуги:

киоск или магазин, публичная библиотека, кафе или бар

Образовательные услуги:

Лекционный цикл "Введение в искусствознание".

Поблизости имеются:

гостиницы и места группового питания

В парке, перед зданием музея, проходят различные праздники и торжества.

Туристические маршруты:

Экскурсия по городу

Местные достопримечательности:

Собор Михаила Архангела - памятник культовой архитектуры конца XIX в.

Адрес:

Сочинский художественный музей

Адрес: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, Курортный пр., 51

Проезд: Авт.1, 3, 4, 5, 8, 17, 21, 22, 23 до ост. "Гостиница Сочи"

Директор Сочинского Художественного музея П.А. Хрисанов

Зам. директора по научной работе С.С. Шелихова

Режим работы: * Ежедневно с 10.00 до 17.30, кроме понедельника.

Заключение

Тридцать пять лет назад Министерство культуры РСФСР издало приказ об основании в Сочи Выставочного зала, на основе которого только спустя пять лет был основан Художественный музей. Именно так административное здание, построенное по проекту академика Жолтовского, - Дом уполномоченного - переквалифицировалось в хранилище произведений искусства. Сочинский художественный музей необычен тем, что основу его коллекции составили картины, переданные из многочисленных сочинских здравниц и, кстати, имеющие свои порой необычные истории. Например, полотном Петра Вильямса "Андалузский танец из балета С. Прокофьева "Золушка", на котором изображены народная артистка СССР балерина М. Семенова и заслуженный артист РСФСР С. Корень, сотрудники музея гордятся по праву. Автор "Андалузского танца" Петр Вильямс с 1941 года работал главным художником в Большом театре и оформлял балеты "Золушка" (за декорации к которому он был удостоен Государственной премии) и "Ромео и Джульетта". Ценность картины высока еще и оттого, что для Вильямса нехарактерно создание живописных полотен, и лишь немногие музеи в стране имеют его работы. В первое послевоенное лето в Сочи на отдыхе находилась группа артистов Большого театра. Тогда знаменитый художник и выполнил заказ санатория "Правда". Позже оказалось, что живопись по достоинству оценить было некому - "Андалузский танец" влачил свое существование где-то на хоздворе санатория без рамы и подрамника, до тех пор пока не попал в музей.

Готовясь к празднованию юбилея, научные сотрудники музея подготовили две выставки, каждая из которых по-своему индивидуальна.

Коллекция античного декоративно-прикладного искусства и оружия широко известна благодаря своей необычной истории, связанной с традицией "черных копателей", но выставляется впервые под названием "Серебро и оружие из Мзымтинского клада". Состояние уникальных предметов, изъятых у грабителей и поступивших в фонды музея, было удручающим: многие вещи измяты, сильно повреждены и подвержены коррозии. Выдвигалась даже версия, что к ним относились как к лому из драгметаллов, - объем вещей стремились уменьшить перед тем, как спрятать в надежное место.

Предметы вооружения - железный меч, наконечники копий, кольчатые удила и другое конское снаряжение, бронзовый аттический шлем со стрелкой, подвижными нащечниками и назатыльником, - представленные на выставке, датируются IV-II веком до нашей эры.

Зимой была завершена реставрация бронзовой части сочинского "греческого клада", проводить которую приглашали художника-реставратора по металлу высшей категории из Государственного Эрмитажа Ольгу Семенову. Ею была проведена кропотливая и сложная работа, ведь семь лет все эти предметы ждали своего часа в хранилище, находясь в "оболочке" из породы, которую археологи называют "розовой цемянкой".

Не менее интересная экспозиция создана на основе работ, которые авторы или их наследники передавали в дар Художественному музею за время его существования. В трех залах размещены как живопись и графика, так и предметы декоративно-прикладного искусства. Это горячие и перегородчатые эмали А. Скрипникова и Э. Тури, фаянсовые вазы, гутное стекло, майолика…

Есть работы, которые перекликаются своей тематикой друг с другом, несмотря на то, что написаны с разрывом в 40 лет и разными авторами. Это, например, "Портрет женщины в красном" Л. Кружковой и "Рождество в Нью-Йорке" Г. Иващенко. Героини обеих работ - русские женщины в платках. Лишь выражение лица, умиротворенное, спокойное - у одной и скрещенные на груди, словно защищаясь от бед и невзгод, руки другой говорят о разности судеб.