СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Северные монастыри России
2. Историко-культурный потенциал Вологодской области
3. Ворота Севера - Спасо-Прилуцкий монастырь
3.1. История возникновения монастыря
3.2. Развитие монастыря в XVI-XX веках
3.3. Святыни монастыря
3.4. Перспективы развития паломнического туризма в монастыре
Заключение
Список литературы.
Введение
Общеизвестно, что Россия имеет уникальную культуру. Сложный мир ее культурно-исторических памятников всегда обладал особенной притягательностью как для соотечественников, так и для зарубежных гостей. Неповторимый силуэт древних русских городов, обилие православной архитектуры, вкрапление в необъятные российские просторы самобытных островков дворянской культуры – родовых усадеб, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых соотечественников – все это традиционно привлекает людей, интересующихся культурно-историческим потенциалом России.
История не всегда благоприятствовала сохранению многогранного творческого наследия русского народа. Жестокие войны, пренебрежение судьбою творений великих и безымянных зодчих приводили к невосполнимой утрате памятников. Однако трудом многих людей – деятелей культуры, работников музеев, реставраторов – огромная часть исторического наследия России сохранена и возвращена к жизни, составляя весомую часть туристических и экскурсионных маршрутов по российским просторам [9, стр.3].
Вологодская область, обладая достаточно большим историко-культурным потенциалом, является потенциальным центром сохранения и развития культурного наследия.
В старинных русских городах Вологодчины сохраняются памятники церковной архитектуры и искусства: в великоустюгском Троице-Гледенском монастыре представлен один из красивейших в Европе иконостасов редкостной деревянной резьбы; в Ферапонтове (Кирилловский район) более пятисот лет оберегаются фрески великого Дионисия, а рядом в Кириллове возвышаются мощные стены и величественные храмы Кирилло-Белозерского монастыря, на окраине Вологде возвышается действующий мужский Спасо-Прилуцкий монастырь – один из самых древних и больших северных монастырей, красивейший архитектурный ансамбль Древней Руси.
1. Северные монастыри России
Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри являются крупнейшими культурно-историческими туристскими центрами России.
Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья было очень велико. Это объясняется множественностью функций монастыря в религиозной, общественно-политической и хозяйственной сферах деятельности. Монастырь (в переводе с греческого – келья отшельника) – это и земное воплощение символической сущности «небесного града Иерусалима», и неприступная крепость, и крупный землевладелец, и мощная экономическая организация.
Массовое возникновение монастырей на Русском Севере относится к рубежу XIV-XVвв. Оно было связано с деятельностью монахов обителей Московского княжества, в основном Сергиева монастыря Святой Троицы. По благословению своего духовного учителя монахи отправлялись в пустынные северные земли в поисках более уединенного жития. К отшельникам присоединялись другие монахи, образовывая монастырскую общину. Они строили храм, кельи, обносили обитель стенами. Слух о новом монастыре разносился по округе, привлекая крестьян на неосвоенные земли, которыми великие князья щедро награждали святые обители: на первых порах крестьяне, обрабатывая монастырскую пашню, освобождались от налогов.
Таким образом, в отличие от самых древних, городски либо пригородных монастырей, новые обители возникали в отдалении от городов и знаменовали собой очередной этап «монастырской колонизации». Количество монастырей, появившихся на неосвоенных землях, к началу XVI в. достигло полутора тысяч.Русские северные монастыри удивительно органично вписываются в природный ландшафт. Их архитектура является своеобразным синтезом нескольких школ – северо-восточной Руси (впоследствии московской), новгородской и псковской [9, стр. 166].
Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри в Кирилловском районе Вологодской области, Спасо-Прилуцкий монастырь в г. Вологде, Соловецкий монастырь на о. Соловки Архангельской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Псково-Печорский в г. Печоры Псковской области – эти и другие северные монашеские обители известны всей России [3, стр. 47].
2. Историко-культурный потенциал Вологодской области
Вологодчина – это старинный русский край со всеми его приметами: неброская красота северной природы, безымянные лесные речки с чистейшей водой, белокаменные стены древних монастырей и храмов.
В современных границах области объединены как местности, издревна подчинявшиеся Вологде, так и староновгородские края – Устюжна, Череповец, Кириллов. Это делает историю Вологодской области необычайно богатой.
По Шексне и Белому озеру плавали ладьи викингов, в лесах жило племя вепсов, вологодские и великоустюгские окрестности не раз становились местом вооруженных стычек между приверженцами великого князя московского и новгородского – и те, и другие стремились иметь контроль над водным торговым путем, ведущим к северному морю. Отсюда отправлялись в неведомые земли отважные путешественники-купцы, чьими именами теперь названы города, проливы и острова. Это великие землепроходцы и мореплаватели - Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Федот Попов, Тимофей Булдаков, Василий Шилов, Николай Коробицын.
Кому-то своеобразное паломничество по северным монастырям поможет обрести мир в душе и уяснить нечто важное. Кто-то навсегда влюбится в чудесные узоры вологодского кружева или великоустюгскую чернь по серебру [6, стр. 2] .
Культурное наследие Вологодской области включает памятники археологии, истории и монументального искусства, архитектуры и градостроительства, исторические городские и сельские поселения, исторические сухопутные и водные пути сообщений, культурные ландшафты, а также музеи, места бытования художественных ремесел и промыслов.Оценивая факторы привлекательности Вологодской области, первое место занимает богатейшее культурно-историческое наследие. На территории области в 2006 году насчитывалось 761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения - 218 объектов. 100 памятников являются объектами музейного показа, в том числе музей фресок Дионисия, занесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большая часть наиболее интересных и значимых объектов историко-культурного наследия находится в ведении музеев области. На территории Вологодской области находятся 28 музеев, из них 1- федерального значения (Кирилло-Белозерский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), 3- областного значения (Вологодский и Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник, Вологодская картинная галерея), 24 – муниципальных.
11 населенных пунктов Вологодской области внесены в Список исторических городов и населенных мест России: города Вологда, Великий Устюг, Белозерск, Вытегра, Грязовец, Кириллов, Никольск, Тотьма, Устюжна, Череповец, с.Ферапонтово. Кроме того, г.Кадников, пос.Устье и с.Верховажье, а также поселения с памятниками археологии Чагодощенского района, входят в список городов, имеющих ценные градостроительные ансамбли и комплексы, природные ландшафты и древний культурный слой.
Во многих районах существуют древние традиции народных промыслов, и это также является одним из факторов привлечения туристов в регион. В области сохранились прекрасные произведения прикладного народного творчества – резные прялки и чудесно вышитые полотенца, древние сказки, лирические частушки, проголосные песни – свидетельства талантливости вологжан.
Самобытность Вологодчины в большом разнообразии исконно вологодских народных промыслов – «Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Мороз по жести», «Вологодское кружево», Великоустюгские финифть».
Обращают на себя внимание парково-усадебные комплексы. Это усадьбы Батюшковых в с. Даниловское Устюженского района, Брянчаниновых в д. Покровское Грязовецкого района, Гальских под г. Череповцом, дом А.Ф. Можайского в с. Можайское Вологодского района, усадебный парк в с. Никольское Усть-Кубинского района, усадьба Горка в Сокольском районе.
Наиболее привлекательными объектами культурного гостеприимства в области выступают: древние монастыри (Кирилло-Белозерский в Кириллове, Спасо-Каменный на оз. Кубенском, Спасо-Прилуцкий в Вологде) и храмы в городах Великом Устюге, Белозерске, Тотьме.
Крупнейший туристический центр Русского Севера, Вологда славится огромным количеством культурно-исторических памятников – православных храмов и монастырей, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей, музеев.
Перспективу города как бы завершает Спасо-Прилуцкий монастырь, стены которого сейчас приближены к городским окраинам Вологды.
3. Ворота Севера - Спасо-Прилуцкий монастырь
3.1. История возникновения монастыря
Спасо – Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле - Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Дойдя до берегов р. Вологды, до того места, где река делает изгиб, подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцким, а сам св. Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий.