Смекни!
smekni.com

Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского "Краеведческого музея имени Бирюкова" (стр. 4 из 5)

Традиционно в услуги музея включаются следующие формы музейной деятельности: лекции, экскурсии, клубы по интересам, музейные праздники. Активизация этого направления деятельности в Шадринском краеведческом музее имени Бирюкова произошла в последние годы, причем за счет достаточно новой для нашего музея формы деятельности - музейные праздники. Используется и такая форма работы как выездные музейные праздники, то есть не на музейных площадках, которые заменяют привычную лекционную форму работы. Тем не менее, основой деятельности остается - экспозиционная работа: тематическое и обзорные экскурсии по выставкам и уже открытым залам постоянно-действующей экспозиции. Вариативность экскурсий значительная - более 20 тем и подтем. [21]

Долгие годы музей вел краеведческие лектории для различных возрастных групп. Музейные аудитории становятся площадками для проведения методических семинаров, школьных конференций и др. Что касается лекционной деятельности музея (выездные лекции), то эта работа пошла на спад уже в 1990-е годы. Были востребованы только лектории краеведческой тематики для младших школьников и учеников среднего звена. На сегодняшний день эта деятельность не набрала своих темпов. Этот процесс требует дополнительного анализа: анкетирования учителей и школьников, анализ предыдущей тематики, ценовые параметры и другие факторы.[16]

Услуги музеев, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения.[1]

В специальной литературе дискутируются вопросы об оптимальном соотношении платных и бесплатных услуг, о социальной целесообразности платного обслуживания.[21]

В пользу платности говорят два основных фактора:

- платность услуг служит фактором, дающим право потребителю требовать от «изготовителя» повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектра индивидуальных запросов населения;

- платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития музейных учреждений.

Вместе с тем есть у системы платного обслуживания и свои «минусы»:

1. платность не всегда дает возможность сохранить доступность музейных услуг для наименее защищенных слоев населения;

2. при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, не обеспеченный средствами населения, в расчет не берется;

3. платные формы музейной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения, поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос, следуют за ним, а значит, слабо способствуют формированию новых, социально-полезных видов деятельности населения. [17]

Однако даже с учетом этих недостатков платные услуги в условиях рыночных отношений являются для музейных учреждений одним из главных способов выживания и, следовательно, они необходимы. Задача же состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальное соотношение услуг платных и бесплатных, обеспечивающих гарантированный минимум культурного обслуживания для льготных категорий населения. Платные услуги также должны иметь внутреннюю «вилку» цен, оставляя за потребителем право выбрать дешевую или дорогую услугу. Должен быть найден такой механизм, при котором все указанные условия будут учтены, а повышение цен на музейные услуги будет лишь следствием повышения их качества.[29]

Таким образом, услуги музеев обладают важным качественным своеобразием. Услуги культуры способствуют поглощению свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием.

2.2 Анализ востребованности образовательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова

Формирование потребности общества в музейном продукте - задача, решение которой напрямую связано с успешностью работы и развития музея, с эффективностью реализации его социальной идеи. Проблема заинтересованности общества в музее как духовно-просветительном и рекреационном учреждении требует решений в нескольких направлениях:

Музей должен отвечать актуальным потребностям и запросам аудитории, ее ожиданиям и специфике восприятия. Речь идет, в первую очередь, о формировании комплексного предложения. В наши дни институт музея перестает восприниматься обществом исключительно как «храм» или место, где хранятся и транслируются ценности. Посетитель ожидает совокупность услуг. Как отмечает В. Дукельский (заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии), от музея ожидаются не собственно музейные услуги - показ древностей или высокого искусства, а некого комплексного предложения, включающего и новые знания, и отдых, и впечатления, и даже возможность шопинга. [8]

С развитием музея развивается культурная духовность. Культура как таковая: духовность, эстетика, самосовершенствование, образование - интересуют весьма небольшой процент населения. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование.... Этот принцип положен в основу одного из крупнейших и успешных проектов в сфере культуры последнего времени - Музейный квартал в Вене. Вена - один из самых музейных городов мира. Тем не менее, в 2001 году здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: "Музей современного искусства", "Музей Леопольда", "Музей табака", выставочный центр "Кунстхалле", "Детский музей". Но самая значимая часть Музейного квартала - это Квартал 21 - своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала 21 - производство и предложение современного культурного продукта. Таким образом, сегодня важнейшим принципом формирования пакета предложений музея становится дополнительность, комплексность услуг.[12]

Услуги, которые предоставляет музей не всегда являются востребованными потому что:

1. Низкий уровень комфорта;

2. Недостаток в информации;

3. Плохое состояние здания, интерьеров, территории;

4. Редкая сменяемость экспозиций;

5. Недостаточно высокий уровень программ;

6. Грубость смотрителей. [13]

Современное общество редко посещает музе т. к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы.

Иногда они чувствуют себя необразованными и стесняются, поскольку не получали должного воспитания в семье.

Деловые люди заняты и у них не хватает времени, а в музее нельзя ничего посмотреть быстро, бедные же считают, что в музее все дорого и не для них.

А что касается посетителей с детьми, то они считают, что в музеях не любят детей, т.к. они шумят и им делают строгие замечания. И что особенно актуально для нашей страны, так то, что инвалиды не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.[16]

Таким образом, потребность в музейном продукте должна удовлетворяться на основе выявленных принципов комплексности услуг, коммуникативного подхода и формирования «впечатлений».

Для того, чтобы выяснить востребованность музея им. Бирюкова в г. Шадринске мы провели анкетирование среди студентов первого курса факультета социально образования в количестве 30 человек. В ходе которого получили следующие ответы. Вниманию студентов были предложены вопросы (прил. 1). По результатам анкетирования можно сделать вывод, что 45 % опрошенных посещают музеи, а 65 % по различным причинам не являются потребителями музейных услуг, так как не заинтересованы в истории своего края и не имеют возможности посетить музей из-за недостатка средств и времени. На следующий поставленный нами вопрос «Как часто вы бываете в Краеведческом музее имени Бирюкова?» респонденты дали следующие ответы: 20% опрошенных ответили что бывают в музее «раз в год», 10%- «раз в месяц, «раз в неделю»- 0% и 70 % ответивших ответили «никогда не бываю». Для того, чтобы узнать, что необходимо для привлечения внимания молодежи к музеям мы предложили следующий вопрос: «Что вы можете предложить для того чтобы молодежь стала чаще посещать музей им. Бирюкова?» Отвечая на него, студенты предложили следующие рекомендации:

1. проводить хорошую рекламу;

2. приобрести новые экспонаты;

3. проводить больше современных выставок;

Проведя анкетирование, мы выявили, что большая часть студентов не посещают «Краеведческий музей имени Бирюкова» т.к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы, многие не имеют возможности из-за недостатка средств и времени, а что касается инвалидов, то они не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.

Заключение