План-содержание.
Введение
1.1. Документальный поток: определение, функции и роль в социальных коммуникациях.
1.2. Место справочной литературы в документальном потоке.
2.1. Назначение справочной литературы по искусству.
2.2. Типология справочной литературы по искусству.
2.3. Характеристика основных типов:
a) энциклопедические издания по искусству;
b) словари отдельных жанров искусства;
c) терминологические справочники;
d) персональные справочники;
e) календари памятных дат.
III. Роль справочной литературы по искусству в информационном обеспечении специалистов и любителей искусства.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Многообразие жанров искусства, их интенсивное развитие, становление научной мысли об искусстве, рост теоретических исследований и масштабы современной художественной практики расширяют количество эстетических запросов читателей и требуют организации разветвленной системы соответствующей информации, важным звеном которой является справочная литература.
Специфика отдельных видов искусства обусловила многообразие справочных изданий, среди которых, наряду с общими для всех отраслей знаний, значительное место занимают специфические издания, характерные для того или другого вида искусства.
В данной работе дана попытка охарактеризовать типы справочной литературы по искусству, показать роль, место и функции в документном потоке, отразить позиции справочной литературы по искусству как важного звена в общем документном потоке и в информационном обеспечении специалистов и массового пользователя данной литературы.
Были изучены документные источники таких авторов как Н. Кушнаренко, Ю. Столяров, Н. Зиновьева, Г. Швецова-Водка и просмотрены энциклопедии и словари различных жанров искусства. Особого внимания заслуживает монография А.А. Туровской «Библиография литературы по искусству (справочная литература)». Несмотря на то, что это издание 1973 года, оно не утратило своей актуальности и ценности и на сегодняшний день.
1. Место и роль справочной литературы в документном потоке.
1.1. Документный поток: определение, функции и роль в СК.
По определению Н.Н. Кушнаренко, документный поток – это «организованное множество документов (первичных и/или вторичных), функционирующих (создаваемых, распространяемых и используемых) в социальной среде». (см. №2, с.133).
ДП определяется еще и как изменяемое во времени множество документов, находящихся в движении, в динамике. Характеризуется ДП интенсивностью, которая выражается качеством единиц изданий, публикаций, единиц хранения в единицу времени. Например, книги, выпускаемые издательством в течение ряда лет, поступления в библиотеку за конкретный период.
Исследователи закономерностей в функционировании документного потока выделяют различные группы функций. Исходя из нашей темы, мы выбираем для характеристики документного потока как канала в СК следующие:
- коммуникационная;
- информационная;
- познавательная;
- функция «внешней памяти» человека и человечества в целом;
- воспитательная;
- гедонистическая. (см. №11)
Последняя функция присуща именно литературе по искусству, справочной в том числе.
Все функции в целом присущи всем документам и выполняются в любом из них одновременно. Значит, они присущи и ДП вообще.
Но значение ДП в социальных коммуникациях определяет в первую очередь свойство передачи сообщения, возможность проследить путь документа по формуле «Кто, что, по какому каналу, кому с каким эффектом сообщает». (см. №10)
Кроме того, тот факт, то документ всегда образуется в результате человеческой деятельности и выполняет те функции, которые обусловлены его конкретным назначением, обусловливают формирование видов и типов документа.
Документальный поток включает разнообразные по содержанию и целевому назначению документы, объединенные по различным принципам.
Наша задача – показать роль справочной литературы по искусству как важного элемента в ДП.
1.2. Место справочной литературы в документном потоке.
Используя документную типологию Кушнаренко Н.Н., мы относим справочные документы к типам литературы, определяемым целевым назначением. (см. №2)
Справочные издания содержат краткие сведения научного, рекламного или прикладного характера, изложенные, оформленные и расположенные в порядке, удобном для их быстрого нахождения, не предназначенные для сплошного чтения.
Справочная литература отличается от других видов изданий структурной основой текста. Она состоит из изданий, организованных из статей, содержащих краткие ответы на предполагаемые вопросы потенциального потребителя, имеющих смысловую и композиционную законченность.
Специфичен стиль справочной литературы. Он лаконичен, схематичен, предельно упрощен. В справочных изданиях применяются сокращения, не принятые в изданиях других видов.
Все виды справочных изданий, за исключением словарей, иллюстрируют. Иллюстрации в них несут смысловую нагрузку, позволяя сократить текст, т.к. рисунок часто может заменить несколько страниц описания.
В СИ тщательно разработан справочный аппарат, способствующий поисковой ориентации потребителя:
- комплекс указателей;
- система ссылок;
- ссылочные статьи и т.п.
- СИ, как правило, издание большого объема, нередко состоящее из нескольких томов.
Справочная литература применяется во всех сферах человеческой деятельности: от научной работы до проведения досуга. Они характеризуются высокой степенью обобщения информации. Это хранилище емкостной универсальной и отраслевой информации, изложенной с максимальной плотностью, что, несомненно, свидетельствует о значимости справочной литературы в ДП.
2. Справочная литература по искусству.
2.1. Назначение справочной литературы по искусству.
Справочная литература по искусству является важным источником информации в выполнении разнообразных эстетических запросов читателей различных категорий.
Спецификой отдельных видов искусства обусловлено многообразие справочных изданий. Среди них наряду с общими для всех отраслей знания, значительное место занимают специфические издания, характерные для того или другого вида искусства.
Широко практикуется публикация справочных материалов по искусству в качестве приложений к научным трудам, сборникам или иным видам документов.
2.2. Типология справочной литературы по искусству.
Используя сведения, изложенные в монографии А.А. Туровской, к наиболее распространенным типам справочной литературы по искусству мы отнесем:
- отраслевые энциклопедические издания;
- терминологические и биографические словари;
- справочники по отдельным жанрам;
- летописи жизни и творчества мастеров искусства;
- хроники художественной жизни;
- каталоги и путеводители;
- календари памятных дат;
- фотографические справочники. (см. №9)
Далее мы предлагаем характеристику основных типов литературы этого направления.
Энциклопедические издания по искусству.
Издания данного типа справочной литературы подразделяются на три основные группы:
- многотомные отраслевые энциклопедии;
- энциклопедические справочники, адресованные специалистам в области искусства и культуры;
- энциклопедические словари для широких кругов любителей искусства.
До появления отраслевых энциклопедий наиболее полная информация по вопросам искусства содержалась в общих энциклопедиях, в частности Большой Советской. Но поскольку универсальные издания рассчитаны не сколько на специалистов, сколько на не знакомых с данными вопросами, т.е. на широкий круг читателей, то в них освещаются лишь основные сведения, явления, понятия всех видов искусства.
Отраслевые энциклопедии – это высшая форма, высший тип справочной литературы; современные научные знания по отдельным видам искусства сосредоточены именно в них.
Первые отраслевые энциклопедии по искусству «Театральная энциклопедия» и «Искусство стран и народов мира» появились довольно поздно – в начале 60-х гг. ХХ века. Это не случайно, так как создание капитальных справочников базируется на достижениях науки об искусстве. (см. №9)
Поскольку к энциклопедии обращаются не только для наведения фактической справки, но и для получения более широкой информации по интересующему вопросу, то необходимым элементом статьи энциклопедии становится пристатейная библиография.
Особенностью искусствоведческих энциклопедий является наличие богатого иллюстративного материала, который дополняет информацию и делает ее своеобразной.
Являясь схожими по содержанию материала: теория, история и современная художественная практика того или иного вида искусства, отраслевые энциклопедические издания различаются по своей структуре. В основе построения одних лежит словарный принцип, другие дают материал комплексно.
Примером первых является пятитомная «Театральная энциклопедия», освящающая на своих страницах теорию и историю сценического искусства с древнейших времен и до наших дней.
В ней представлены все виды театрального искусства.
Содержание энциклопедии не ограничивается историческим обзором развития театрального искусства отдельных стран, но освещает и основные теоретические проблемы театрального искусства.
В отличие от «Театральной энциклопедии», художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира» ставит главной целью дать комплексное освещение вопросов архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в краткой форме представить широкую картину художественного развития человечества с древнейших времен до нашего времени.
Своеобразная структура издания, группирующая материал по странам и национальным школам, позволяет дать комплексное освещение всех вопросов художественной жизни отдельной страны, показать различные тенденции и направления.