Однако, если натюрморты де Хема приобрели большую, чем у голландцев, декоративность и динамичность композиции и цвета, в тщательности выполнения, в подробной детализации, в общей теплоте тона он остался голландцем и создал свой особый стиль, нашедший подражателей в обеих частях страны, на Севере и на Юге.
Голландское искусство ХУ11 века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Сказанное относится даже к монументальной живописи, которая не являлась сильной стороной голландского искусства и где, казалось бы, больше был открыт доступ иностранным влияниям. Напротив, голландское искусство 1620 – 1660 годов само оказало воздействие на искусство стран Западной Европы, и в частности на Южные Нидерланды.
Натюрморт – один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко.
Возьмем ли мы натюрморты, изображающие утварь скромного обихода, столь обычные в голландской живописи и очень редко встречающиеся во фламандской, или натюрморты с предметами быта зажиточных слоев общества, натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой, или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа и Юриана ван Стрека, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов, - им всем свойственны общие национальные черты, которые не позволят смешать их с картинами другой школы, в том числе и родственной фламандской.
В натюрморте "Битая дичь и омар" крупнейшего фламандского мастера этого вида живописи Франса Снейдерса все подчинено задаче создания декоративного зрелища, поражающего взгляд своей динамичностью. Предметы грудой навалены и находятся в неустойчивом равновесии, формы извиваются и круглятся, не давая спокойных линий. Сверкают большие красочные пятна (у Снейдерса, например, одним из излюбленных мотивов была ярко-красная скатерть на столе).
В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.
В "Завтраке с омаром" Виллема Класа Хеды (1648) шелковистая поверхность скатерти, пористая шероховатая корочка лимона, тихое мерцание металла и стекла затягивают зрителя в "интимную" жизнь вещей, столь дорогих сердцу художников.
Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера очень часто вводили в натюрморт изображения людей и животных (обычно дерущихся или преследующих друг друга). Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения.
Белая скатерть у Снейдерса – необходимое цветовое пятно. Трудно сказать, из какого материала она сделана, какова она на ощупь, - эти вопросы мало интересовали художника.
На картине Хеды тоже белая скатерть, но для голландского мастера едва ли не большее значение, чем роль этой детали в общем композиционно-цветовом построении, имело изображение самой вещи. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Тонкие светотеневые переходы позволяют с поразительной тонкостью передать все особенности ткани - плотного, шелковистого полотна, гордости голландской хозяйки. Мы знаем, что скатерть была накрахмалена и аккуратно выглажена – она сохраняет еще ровные, острые складки.
В обеих картинах белая скатерть лежит поверх другой, более темной, на фоне которой выделяются ее края. Но если у Снейдерса плавные, круглящиеся мазки создают на краю скатерти впечатление подвижности в картине, то в голландском натюрморте четкий, застывший контур образует кое-где прямые углы и подчеркивает объем складок – бурной динамике фламандца у Хеды противостоит спокойный, "солидный", замедленный жизненный темп.
Голландский натюрморт не признает резких цветовых сочетаний, красочные тона подчинены градации света и тени. В обеих картинах есть белые с синим фаянсовые блюда с почти одинаковыми узорами. Но они служат для создания совершенно различных колористических эффектов.
У Снейдерса это блюдо – одно из наиболее "броских" мест в картине: на нем лежит большой ярко-красный омар, цвет которого в сочетании с ярко-синим узором на блюде создает звучное декоративное пятно. Эффект подчеркнут тем, что задний край блюда приподнят и оно повернуто внутренней стороной к зрителю, предоставляя, таким образом, большую площадь для обозрения.
У Хеды синий цвет узора на блюде смягчен и дан в сочетании с серовато-оливковым тоном лежащих на нем маслин. Голландский художник наслаждается не декоративной прелестью красочных сочетаний, а тем, как объединены цвета с помощью освещения, его тонкими градациями, передачей световых бликов и красочных рефлексов. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения.
Голландская культура конца ХУ11 – начала ХУ111 столетия утрачивает свои демократические черты.
Из энергичных, предприимчивых купцов и мореплавателей голландские буржуа превращаются в рантье. Они отходят от прежних строгих, пуританских идеалов быта, стремятся приобщиться в своем образе жизни к знати и стараются более всего подражать примеру Франции, где аристократическая дворянская культура получила в то время наиболее яркое выражение.
Перерождается, утрачивает свои реалистические основы и изобразительное искусство. Отход от национальных реалистических традиций облегчает проникновение в голландское искусство иностранных влияний, в первую очередь французского и фламандского академизма.
В Голландии академическое искусство достигает значительного развития и принимает, в связи с французским воздействием, новые формы. В подражание французской Академии академия для обучения художников возникла в 1682 году в Гааге, затем подобные школы появились в Утрехте и Амстердаме.
Французское влияние воспринималось голландскими художниками главным образом через Южные Нидерланды, где было больше предпосылок для сближения с французской художественной культурой и где происходило взаимодействие с французским искусством на протяжении ХУ11 века.
Голландские буржуа, стремившиеся подражать в своем образе жизни аристократии, требовали помпезного и "облагороженного" изображения себя на портрете. Образцами для подражания служили работы Ван Дейка, Пьера Миньяра, Питера Лели и других последователей французских и фламандских портретистов.
Новые дома и их утварь – делались теперь по французским и фламандским моделям. Интерьеры украшались большими красочными декоративными полотнами, плафонами.
Национальная традиция декоративной живописи была весьма слаба в Голландии (слишком незначительна была потребность в таких картинах). Образцами для подражания здесь издавна служили произведения фламандских мастеров, которые и привлекались для выполнения такого рода работ.
Обычно к фламандским мастерам обращалась с заказами голландская аристократия.
Голландские художники, создававшие декоративные полотна, подражали фламандцам. И все же, в голландских декоративных произведениях периода расцвета национальные черты настолько преобладают, что невозможна путаница в их атрибуции.
Новые существенные изменения произошли и в голландском натюрморте – в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. На первое место выдвигается жанр охотничьих трофеев как наиболее соответствующий вкусам аристократизировавшейся голландской буржуазии.
Самыми крупными мастерами этого жанра были М. де Хондекутер и Я.Веникс. В свое время у П. Артсена битая дичь изображалась как предмет купли-продажи, фигурирующий на амстердамском рынке. Показанная в ряду других товаров, она не обладала для художника иными качествами, существенно отличающими ее, например, от овощей, фруктов или рыбы. Дичь писалась с тем же чувством, что и остальные предметы "рыночной сцены".
В конце ХУ11 века, по мере аристократизации голландского буржуазного общества, когда крупные буржуа, отходя от дел, начинают приобретать поместья, угодья и, подражая знати, с упоением пользуются преимущественным правом охоты на своих землях, возникает потребность в специфической разновидности натюрморта - охотничьих трофеях.
У Ходнекутера и Веникса битая дичь обладает уже иными, присущими только ей качествами, наполняется новым содержанием, отражающим иное отношение к охоте: не как к промыслу, а как к развлечению высшего общества. Вследствие этого и на изображении трофеев охоты лежит печать особой изысканности.
Ни Хондекутер, ни Веникс не отступают от натуры, но новое общественное содержание предмета заставляет их выискивать в нем особенно красивые повороты и ракурсы, претворять его цветовые и фактурные качества в эффект, подчеркивающий декоративные ценности, и помещать изображение на фоне роскошного, украшенного статуями и вазами парка.
"Охотничьи трофеи" Яна Веникса (ок. 1642 – 1719), сына и ученика Яна Батиста Веникса, отвечают всем требованиям нового жанра. Молодой художник удачно сочетает здесь традиционное для голландского натюрморта реалистическое мастерство в изображении животного мира, особенно пернатых, с заложенными в самом жанре богатыми декоративными возможностями. "Охотничьи трофеи" (1682) Мелхиора де Хондекутера (1636 – 1696) обогащены еще одним мотивом: собака, лающая на битую дичь. Этот мотив отныне будет почти постоянно сопровождать трофеи охоты.