Хондекутер был, кроме того, создателем "птичьих дворов" – разновидности жанра, где в одной композиции изображались в мирном соседстве или в "драматической" ссоре всевозможные виды пернатых, как домашних, так и диких, но чаще всего (ради богатого красочного оперения) – представители декоративных и экзотических пород.
Расцвет реалистического искусства в Голландии продолжался недолго, на протяжении одного лишь ХУ11 века, но значение его выходит за эти узкие хронологические рамки. Передовые художники последующего времени высоко ценили произведения таких мастеров, как Рембрандт и Гальс, Поттер и Рейсдаль, находя в них высоту и совершенство правдивого изображения действительности, которое составляет основу подлинно реалистического искусства и обогащается на каждом новом этапе его развития.
Голландское искусство сыграло большую роль в развитии передового французского искусства второй половины ХУ111 века, способствовало укреплению реалистических основ в творчестве французских пейзажистов середины Х1Х века.
Высоко ценили творчество голландских мастеров, и в первую очередь Рембрандта, великие русские художники- реалисты.
Реалистическое искусство Голландии было ценным прогрессивным вкладом в мировую культуру.
[1] Vanitas vanitatis (лат.) – суета сует.
[2] Линник И. "Голландская живопись ХУ11 века и проблемы
атрибуции картин". Искусство, Лен. отд., Ленинград, 1980.
[3] Дмитриева Н.А. Краткая история искусства Искусство, М., 1991.