Смекни!
smekni.com

Средневековая арабо-мусульманская культура (стр. 5 из 5)

Одно из самых замечательных явлений средневекового арабо-мусульманского искусства – миниатюра, которая представляла собой живописное многокрасочное изображение, украшавшее и иллюстрировавшее арабские средневековые рукописи в виде заставок или страниц-иллюстраций. В миниатюрах арабских художников, прежде всего, поражает обилие сюжетов: сценки из народного быта, жизнь халифского дворца, сценки в цирюльне и в суде, проповедь в мечети, праздничный выезд халифа, отдых каравана и др. Художественный язык арабских миниатюр прост. Им свойственен плоскостной характер изображения, хотя художники и пытались передать объемность фигур при помощи цветовых оттенков. Центральные фигуры миниатюр выделяются цветовыми пятнами. Связь между отдельными фигурами почти не выражена. Лица фигур сходны между собой и мало выразительны. Отсутствуют индивидуальные черты. Фигуры изображаются в условном положении, позы их малодинамичны. Характер действия обычно обозначается движением руки. Но жест, передающий состояние говорящего (изумление, страх, негодование) также условен. Художник с наивной тщательностью изображает одежду, корабли, здания и оказывается равнодушным к индивидуальным чертам человеческого лица.

Своеобразие арабо-мусульманской архитектуры ощутимее проявляется в культовых сооружениях. Светские постройки (жилые дома, рынки, бани, караван-сараи и т. д.) во многом сохраняли доисламские (арабские, иранские и др.) традиции. Основным культовым зданием и главным символом мусульманской религиозной жизни была мечеть (от араб. «масджид», «место поклонения»).

Прообраз всех мечетей – мединская мечеть, сооруженная ещё при жизни Мухаммеда. Это был открытый участок, с четырех сторон обнесенный стеной. С северной стороны, обращенной к Иерусалиму, находился навес для защиты от солнца (из стволов пальм). Крытая часть мединской мечети явилась прототипом колонного зала всех колонных мечетей. В дальнейшем все мечети строились так, чтобы молящийся находился лицом к Мекке. Старинные мечети Дамаска, Багдада, Каира также имеют в плане огромные прямоугольники или квадраты, окруженные со всех сторон арками, опирающими на колонны. В мечетях Северной Африки и Испании множество стоящих рядом колонн образует гигантские молитвенные залы. Внутренний вид мечети: бесконечное число колонн напоминает густо разросшийся лес. В глубине мерцают узоры на стенах и роскошном убранстве михраба (ниши, указывающей направление к «священной горе») и максуры (места для халифа). Пространство кажется огромным, возникает ощущение бесконечности и необъятности Вселенной.

С древних времен рядом с мечетью воздвигался минарет. Его происхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое значение минарета связано с публичным призывом правоверных на молитву, который выполняет специальный служащий мечети – муэдзин. Минарет объединяет мечеть с пространством окружающего мира, простором неба, с тесно обступающей городской застройкой. В восточном городе вертикали этих башен, то исчезая из поля зрения, то вновь появляясь, играют роль главных ориентиров. В различных мусульманских центрах были созданы оригинальные и несхожие между собой формы минаретов. К числу древнейших памятников принадлежат квадратные в плане минареты Сирии, которые произошли от колоколен сирийских христианских церквей, в свою очередь наследовавших традиции эллинистических и римских башенных сооружений. Тип квадратного минарета утвердился в странах Северной Африки и в Испании. На Ближнем и Среднем Востоке господствующей стала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета.

С развитием мусульманской архитектуры связано формирование таких эстетических понятий-символов, как: «джамал» – божественная, совершенная красота, это купол мечети; «джалал» – божественное величие, это минареты; «сифат» – божественное имя, это письмена на внешних стенах мечети.

С захватом монголами в 1258 г. Багдада завершается золотой век арабо-мусульманской культуры. С этого времени на первый план выступают относительно самостоятельные региональные культуры – собственно арабская, иранская, турецкая, мусульманская культура в Индии и др. В начале XVI в. арабский мир был поглощен Османской империей. Но достижения средневековой арабо-мусульманской культуры свидетельствуют о её значительном вкладе в сокровищницу мировой культуры.


ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.

2. Грюнебаум фон Г. Э. Классический ислам. М., 1986.

3. Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

4. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Каптерова Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

6. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973.

7. Очерки истории арабской культуры (V – XV вв.). М., 1982.