Смекни!
smekni.com

Средневековье как специфическая культурная эпоха (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский Государственный Технический Университет (ВолгГТУ)

Кафедра истории, социологии и культурологии

Реферат по культурологии

за 2-ой семестр на тему:

Средневековье как специфическая культурная эпоха

Выполнила: студентка группы ХТ-146

Степанюк Анастасия

Проверила:

доцент Ситникова О. Н

Волгоград 2009 г.

Оглавление

Введение

1. Общая оценка эпохи средневековья

2. Черты культуры средневековья. Теоцентризм

3. Особенность культуры средневековья

Заключение

Список литературы

Введение

Темой данной работы я выбрала культурную эпоху средневековья. По моим представлениям, именно это время всегда считалось самым ярким, загадочным и противоречивым во многих смыслах. С одной стороны, достаточно сильно начала развиваться культура, причём это были, на мой взгляд, одни из первых весомых шагов в её развитии. С другой стороны - во многом сохранялись варварские обычаи, обществу была необходима серьёзная подготовка для перехода в новую эпоху.

Мне также очень интересно влияние церкви на общественные массы, а также, каковы границы этого влияния. В данной работе я в основном опиралась на Католицизм, как религию, распространённую по большей части, в средневековой Европе.

К слову, понятие "средневековье" чаще всего применяется именно к Западу, и по основному представлению является периодом между Новым временем и Античностью, примерно с V по XVII века. Выделяют следующие этапы данного периода:

Раннее средневековье (V- X века)

Развитое или зрелое средневековье (X- XIV века)

Позднее средневековье (до XVII века)

По большей части, в основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - романского (Римской Империи) и германского (варварские народности).

1. Общая оценка эпохи средневековья

Членение исторического процесса на Древность, Средние Века и Новое время сложилось, как известно, к концу Эпохи Возрождения. Термином Medium Aevum гуманисты обозначали период, ознаменовавший упадок классической латыни, когда на смену литературному языку Цицерона и Горация пришло преобладание "кухонной латыни" или "мужицкого языка" (sermo rusticus). Возвращение к высоким стандартам латинской словесности происходит лишь с ХIV-ХV столетий, которые воспринимались гуманистами как время возрождения классической древности, и отсюда, собственно, произошло обозначение нового периода итальянской, а затем и европейской истории - Ренессанс. В дальнейшем эта трехчленная периодизация была распространена на историю в целом и сохранилась вплоть до наших дней, хотя понимание внутреннего содержания этих периодов, и в особенности Средневековья, неоднократно и подчас коренным образом изменялось. Изменялись и ныне продолжают пересматриваться хронологические рамки Средневековья.

Долгое время историки датировали начало этой эпохи прекращением императорской власти на Западе (476 г), а ее завершение - окончательным падением Восточно-Римской (Византийской) империи под ударами турок (1453 г). В дальнейшем эти временные рамки не раз оспаривались, сдвигаясь в обоих направлениях. Время начала Средневековья колеблется в построениях современных историков в диапазоне между III веком - периодом глубокого социально-политического кризиса Империи - и вплоть до Х-ХI веков, поскольку многие исследователи настаивают на мысли о живучести античных традиций вплоть до конца I тысячелетия. Таким рубежом склонны полагать смену первого и второго тысячелетий и те медиевисты, которые трактуют Средневековье как христианское (ибо как раз в это время в основном свершается христианизация Европы). Не менее широка амплитуда колебаний в датировке конца Средневековья: одни считают временем его завершения Великие географические открытия рубежа XV-XVI столетий или Реформацию, тогда как другие (Ж. Ле Гофф) говорят об "очень долгом Средневековье", простирающемся вплоть до конца XVIII или даже до первой трети XIX века. В основе столь глубоких разночтений лежат весьма несхожие и противоречащие одна другой концепции средневековой эпохи (об этом ниже), но самая возможность столь разноречивых интерпретаций, несомненно, свидетельствует об условности и даже произвольности понятия "Средние Века".

Спорным остается и вопрос о том, в какой мере понятие "Средние Века" приложимо к истории стран и народов за пределами Западной и Центральной Европы. Большинство историков склонно говорить о Средневековье применительно, собственно, только к этому региону Однако получила известное распространение мысль о применимости термина "Средние Века" к истории России ХШ-ХVП веков, равно как и к истории ряда стран Азии и Дальнего Востока, включая Индию, Китай и Японию. [1, стр.40-41]

2. Черты культуры средневековья. Теоцентризм

Роль религии.

Символизм (восприятие мира в форме символов и аллегорий);

Дидактизм;

Универсальность;

Психологическая углублённость духовной жизни;

ТЕОЦЕНТРИЗМ.

Человек в представлении жителей средневековья представлялся как слабое, греховное существо. Вселенная мыслилась в абсолютном подчинении Богу, разум же, в свою очередь, был подчинён авторитету веры. Ввиду этого, эпоха Средневековья - эпоха веры и безраздельного господства религиозного авторитета. Согласно этой точке зрения, богослов или философ того времени был способен с наибольшими глубиной и полнотой выразить содержание умонастроений верующих. Разногласия и споры в среде средневековых мыслителей отражали, собственно, разные грани все того же господствующего миросозерцания. Лица, позволявшие себе высказывания противоположного толка и тем самым отходившие от ортодоксии, объявлялись еретиками и подвергались жесточайшим преследованиям. Могущество церкви и религии утверждалось в неустанной борьбе против еретиков, секты которых постоянно множились и распространялись начиная с ХI-ХII веков и вплоть до Реформации XVI века. Соответственно, теологическая мысль, с одной стороны, и ересь - с другой, были главным предметом изучения средневековой культуры. Народные верования и весь тот обширный фонд религиозно-магических практик, которые церковь квалифицировала как суеверие, обычно рассматривались историками в качестве второстепенных и побочных элементов приходской жизни. [1, стр.46]. И на самом деле, католическая церковь имела почти неограниченную власть в Средние века в Европе. Она подчинила себе все сферы жизни людей, контролируя их. При этом, её устройство было далеко от совершенства. Сама иерархическая система допускала увеличение количества интриг, было весьма расплывчато сформировано представление о соотношении Царства Божьего и мира Земного. И в общем, поначалу чётко выстроенная религиозная вертикаль, в итоге оказывается весьма амбивалентной, пугая возможностью присутствия недопустимых вещей.

3. Особенность культуры средневековья

На протяжении нескольких последних столетий взгляд историков на Средневековье и оценка его неоднократно менялись, отражая трансформацию общих взглядов как на современность, так и на прошлое. Как уже упомянуто, гуманисты видели в столетиях, предшествовавших Ренессансу, время упадка грамотности и образованности, своего рода остановку и провал в культурной истории Европы. Этот негативный смысл понятия "Средневековье" был сохранен и усилен историками XVII и XVIII веков, которые видели в Средневековье эпоху господства феодального режима и католической церкви - препятствий на пути становления нового общественного порядка, буржуазной цивилизации. Вместе с тем в начале XIX столетия романтики были склонны к идеализации определенных аспектов средневековой жизни, воспевая патриархальный ее уклад, рыцарские доблести, культ Прекрасной Дамы и нравственные достоинства людей, якобы лишенных безудержной жажды наживы (этого романтического подхода к феодальной эпохе не вполне были чужды и авторы "Манифеста коммунистической партии"). Особое внимание, которое уделялось политической истории, выражалось в концентрации интереса к развитию государственной власти и монархии, к процессу собирания разрозненных земель и областей носителями централизующего начала. Образец и средоточие средневековой жизни видели прежде всего во Франции, и история ее объединения воспринималась в качестве своего рода парадигмы, так или иначе применимой и к истории других европейских стран. Соответственно, первостепенное значение придавалось историками борьбе монархии против независимых крупных господ и властителей, отстаивавших политическую раздробленность.

Вместе с тем особый интерес вызывал подъем средневековых городов, добивавшихся относительной независимости от церковных и светских сеньоров и становившихся существенной опорой королевской власти в ее борьбе за политическое объединение страны. Усиление внимания историков к жизни городов и бюргерства приводило к тому, что экономическому развитию, росту торговли и промышленности стали придавать большое значение и видеть в высших слоях городского населения прямых предшественников буржуазии Нового времени. Уже не монастырь и не княжеский или королевский двор фигурируют в роли главного центра культуры и образованности - эта роль отводится теперь университетам и ученым, которые воплощают оппозицию церковной догме и все более решительно противодействуют религиозному мракобесию. Этот взгляд на Средневековье представлял в историческом плане проекцию умонастроений укреплявшегося буржуазного общества. Деятели Великой французской революции, нуждавшиеся в исторических примерах и прецедентах, черпали вдохновение не в эпохе господства "феодального режима", но в древнем республиканском Риме. [3]

Но при этом, период средневековья характеризуется упадком философии. Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII в. Неизвестным учёным Западной Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). [2, стр.431]