Смекни!
smekni.com

Сретенский монастырь (стр. 3 из 4)

Как видно на фотографии, сделанной незадолго до разрушения церкви, ее купол представлял собой непропорционально большую луковицу. Эта луковица была сооружена в 1687 году. Изначально купол храма имел шлемовидную форму. Собственно, церковь преподобной Марии Египетской перестраивалась много раз – в частности, в 1784 году (на средства А. Гончарова) и после 1812 года, когда в ней был установлен новый иконостас.

В 1707 году в Сретенский монастырь усердием думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева, ездившего в Константинополь, была

привезена частица мощей преподобной Марии Египетской. В течение недели ковчег выставлялся в церкви, посвященной святой, для поклонения народа. Интересно, что вплоть до 1723 года церковь оставалась приходской, хотя и находилась внутри монастыря. Это, судя по всему, связано было с тем, что храм существовал раньше обители. В 1723 году приход закрылся, и в церкви устроили придел во имя преподобной Марии Египетской, относящийся к храму Николая Чудотворца. С 1832 года богослужения в обветшавшей церкви не проводились. В 1883 году стены ее стянули снаружи обручами, а внутри поставили подпорки.

В 1928 году в газете «Рабочая Москва» появилось сообщение: «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь». Почти два года общественности удавалось отстаивать Мариинскую церковь, третью по старшинству в Москве из каменных храмов (после Спаса на Бору и церкви Всех Святых на Кулишках). Но 6 мая 1930 года все же приступили к разборке церкви.

Еще раньше, чем храм преподобной Марии, сровняли с землей монастырскую колокольню и храм Николая Чудотворца, которые выходили на Большую Лубянку. Церковь Святителя Николая была на сто лет моложе церкви преподобной Марии Египетской, ее построили в 1482 году. В 1688 году храм подвергся существенной перестройке. В конце XVIII века на средства первого московского головы Д. Мещанинова в ней устроили придел во имя Всех Святых. В 1924 году церковь закрыли, а в 1928-м – разрушили.

Кроме того, до закрытия монастыря на его земле располагалось кладбище, где были похоронены русские воины, погибшие в 1812 году. Сейчас на месте кладбища стоит школа. Согласно утвержденному недавно плану реконструкции монастыря, школу предполагают перевести в специально построенное здание неподалеку от станции метро «Марксистская», а на освободившемся месте возвести храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

Когда в 1994 году в Сретенском монастыре по благословению Святейшего Патриарха появились первые насельники, их глазам предстало не самое приглядное зрелище. Монастырские постройки находились в сильно запущенном состоянии, и много сил ушло на то, чтобы привести обитель в нынешний цветущий вид. Но скоро монастырю предстоит еще более благоукраситься, стать еще удобнее для братии и прихожан. В октябре 2008 года был принят план реконструкции монастыря, предполагающий как восстановление некогда существовавших памятников, так и строительство новых церквей и служебных помещений.

Со стороны Рождественского бульвара планируется построить надвратную церковь с баптистерием, православный молодежный центр и конференц-зал. Соседние здания, передаваемые монастырю, переоборудуют под келейный корпус, трапезную и лазарет. Рядом поместятся иконописная мастерская и библиотека. Частичной перепланировке подвергнутся также здания со стороны Большой Лубянки: необходимо расширить учебные площади семинарии и жилые помещения для ее учеников.

На месте разрушенных церквей прп. Марии Египетской и Николая Чудотворца откроют археологический музей (археологические раскопки предполагается провести во время реконструкции старых зданий и строительства новых).

Таков будущий облик монастыря. Уже совсем скоро он станет реальностью, и Сретенский монастырь превратится в одну из самых красивых и благоустроенных обителей столицы. А пока проекты остаются на бумаге, поспешим запомнить то, что есть сейчас: маленький садик, благоухающий розами до середины осени, школу, многоголосо гомонящую во время больших перемен под самыми окнами братских келий, футбольный мяч, то и дело залетающий со школьного двора на монастырский двор… Все это штрихи к портрету того Сретенского монастыря, который спустя совсем немного времени станет историей. И – как знать – быть может, нынешние его насельники еще будут с ностальгией вспоминать свою тесную обитель.

Сретенский монастырь делает чрезвычайно много для распространения духовного просвещения в России, и эта деятельность приносит свои плоды – сотни и тысячи людей обращаются ко Христу благодаря ей.

Если идти по Большой Лубянке отстанции метро «Кузнецкий мост» в направлении Рождественского бульвара, то на левой стороне улицы в глаза непременно бросится – еще раньше белых стен Сретенского монастыря – вывеска «Книжный магазин «Сретение»». Этот магазин – пожалуй, самое яркое для «внешнего» человека свидетельство миссионерской деятельности монастыря. Сюда приходят разные люди – и, в частности, те, кто еще вполне далек от церковной жизни. Ассортимент книжного магазина «Сретение» рассчитан на самых разных покупателей: огромные отделы религиозно-философской, исторической, деттенский монастырь является одним из крупнейших и серьезнейших православных издателей. Большинство его книг адресовано широкому читателю-то есть в своей издательской деятельности монастырь руководствуется прежде всего миссионерскими, просветительскими принципами. Но выпускает издательство также и серьезные богословские книги, труды по истории Церкви. Некоторые из этих изданий выходят в России впервые.

Несомненной издательской удачей стала книга английского византиниста Стивена Раисимена «Падение Константинополя в 1453 году». В ней в чарующей пропорции сочетаются академичность и простота изложения, исследовательская дотошность и хороший язык (за что, помимо самого автора, нужно поблагодарить переводчиков и русских редакторов книги). Она издавалась и ранее (около двадцати лет назад), но ко времени переиздания была практически забыта. Сейчас книга стала настоящим «бестселлером» в Москве – причем не только в среде православных читателей.

Отдельная тема – фильм, снятый по сценарию архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок». Его, думается, никому специально рекомендовать не стоит: как утверждают на телевидении, его посмотрели около шестидесяти миллионов человек в нашей стране. При известной схематичности сценария (собственно, авторы сознательно шли на это), фильм не грешит против исторической правды. Кроме того, он красив и интересен. А самое главное – заставляет задуматься.

Особое место в магазине Сретенского монастыря занимают книги, выпущенные его издательством. Начиналось оно когда-то – как и большинство издательств подобного рода – с выпуска репринтных перепечаток. Сейчас ситуация поменялась совершенно. Среди русской, художественной, богослужебной литературы, отделы подарочных изданий, икон и церковной утвари требуют самого пристального к себе внимания, и редкий посетитель не проведет здесь хотя бы получаса и не купит хотя бы одной книги (которые здесь, кстати, дешевле, чем в большинстве крупных московских книжных магазинов).

Полемика вокруг «Византийского урока» довольно полно освещалась на сайте Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru). Здесь же почти каждый день появляются новые публикации, связанные с Церковью, историей России, семейными, нравственными и духовными проблемами. Жития святых (в том числе – и новопрославленных), церковные песнопения, культурологические статьи, церковный календарь, информация о храмах и монастырях Москвы и России – найти можно почти все. А еще можно воспользоваться ставшей уже очень популярной на православных сайтах опцией «Вопрос священнику».

Кроме «удаленного миссионерства» – через печатное слово и Интернет, – монастырь прибегает и к более традиционным методам просвещения: уже несколько лет при нем действует воскресная школа, регулярно устраиваются публичные лекции по вопросам, интересующим широкую публику.

Укромно спрятавшийся в самом центре Москвы за белой стеной, выложенной изразцами, Сретенский монастырь открыт для всех. Люди приходят сюда не только на службы, но и в середине дня: чтобы приложиться к Владимирской иконе, к мощам священномученика Илариона, да просто «выпасть» ненадолго из суеты большого города.

Странная вещь: во дворе Сретенского монастыря не слышно автомобилей. (Впрочем, может быть, они и слышны, но их все равно не слышно.) Хотя в нескольких шагах, за стеной, гудит вечно забитая машинами Большая Лубянка. Выйдя из монастыря после получасового пребывания здесь, инока расчерчен до минуты. Молитва, учеба, послушания – день полон делом до краев. Но в том-то и отличие монастырских дел от мирских: их количество не переходит в качество со знаком минус. Они не превращаются в суету, которая так изматывает большинство городских жителей.

Самое главное делание монахов – это, конечно, молитва. Ежедневно в монастыре совершаются ранняя литургия, полунощница, поздняя литургия, вечернее богослужение. При этом всякий инок или послушник (всего в монастыре около сорока насельников) несет особое послушание: кто-то работает в издательстве, кто-то ухаживает за садом или выполняет иную хозяйственную работу. Работать приходится много. Каждый, кто бывал в Сретенском монастыре в середине 1990-х годов и бывает теперь, видит, сколько труда вложено (и вкладывается) буквально в каждый квадратный метр монастырской земли.

Участвуют в монастырской жизни и семинаристы (в этом особенность Сретенской духовной семинарии). Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, несут послушания. И признаются: «Жизнь бываешь оглушен теми звуками, что в изобилии порождает большой город. И, оглядываясь на зеленые монастырские воротца, пытаешься запомнить эту легкую дорожку, бегущую к храму, этот скорбный и утешительный крест по правую руку от входящего, этот маленький сад, трогательно напоминающий «садик на крыше» Кая и Герды. Тщетны попытки унести с собой хотя бы пригоршню здешнего спокойствия, тишины: она расплещется уже в вагоне метрополитена. Но воспоминание о ней останется и непременно приведет в Сретенский монастырь вновь.