Смекни!
smekni.com

Становление и развитие якутского кинематографа (стр. 3 из 3)

На самом же деле, весомый кассовый сбор приносят совсем другие картины. В 2005 году наибольший куш (из фильмов местного производства) достался криминальной комедии «Куот!» («Беги!») дебютанта Константина Барашкова. Продюсировавшая ее компания «Алмазфильм» — любопытный пример сращения производственной и прокатной структур.

Фильм рекламировался как «первый якутский блокбастер». Газеты с завидной, порой назойливой регулярностью публиковали отчеты о ходе съемок. У продюсера Александра Данилова и режиссера Константина Барашкова хватило чутья отыскать пробелы в ассортименте местной кинопродукции и выйти на рынок именно с тем, чего потребителю недоставало. В Якутии еще не снимали молодежных картин. Временная привязка — здесь и сейчас, локус — крупный город Якутск также были в новинку. Хронотоп большей части якутских фильмов — сельский быт, подзабытое прошлое. Жанр криминальной комедии оказался безотказным манком для местных тинэйджеров, чей вкус сформирован вездесущим голливудским ширпотребом.

Впрочем, сейчас бюджеты местных картин до последнего времени были более чем скромны. Если верить озвученным цифрам, съемки независимой короткометражки обходились в 150 тысяч рублей, а полнометражный проект «Саха-фильма» тянул всего на три миллиона (не долларов). В отдаленных наслегах Якутии умудряются делать и вовсе «безбюджетное» кино.

Вот почему настоящей сенсацией стало известие о том, что правительство Якутии выделило восемь миллионов долларов на финансирование масштабного проекта «Тайна Чингисхана». Мэтр якутской сцены Андрей Борисов взялся перенести на экран «костюмный» роман Николая Лугинова. По версии якутского прозаика мать покорителя Азии происходила из племени урангхайцев (урянхаев), предков народа Саха. Теория о южной прародине якутов (или их этнического ядра) считается общепринятой, но о стартовой точке «исхода» историки продолжают спорить. Одни находят ее в Прибайкалье, другие — в степях Монголии.

Исторические саги часто смотрятся со смешанным чувством. С одной стороны Чингис Хан - один из захватчиков, который уничтожил огромное количество людей, с другой, очень интересный исторический персонаж, о котором практически ничего неизвестно, однако про него было снято довольно таки немало фильмов.

Сам фильм очень напоминает научно-популярные фильмы, которые любит снимать телеканал Дискавери. Хотя с одной стороны понятно: какие-либо мистические или драматические сцены должны сопровождаться уникальными ландшафтными кадрами. Съемки фильма проходили в течение трех лет на территории Якутии, Бурятии, Тувы и Монголии.


Заключение

На сегодняшний день якутский кинематограф переживает, если далеко ненастоящий, но в принципе прогрессивный кинобум (учитывая последний масштабный кинопроект). В этом году его развитие поднялось на новый уровень, с которым довольно таки значительное влияние вошло в российский кинематограф. Также наряду с известными студиями, как «Сахафильм», «Алмазфильм», «Арктик Синема», появляются совсем небольшие фильмы, где работают два-три человека. Свое кино снимают в каждом улусе и даже в школах, проходят фестивали и презентации — в общем, киножизнь кипит.

Во многом и потому, что 15 лет назад, когда во всей России кино умирало, в Якутии двенадцать энтузиастов, заинтересованных в развитии национального кинематографа, собрались на своем первом учредительном собрании.

Так возник Союз кинематографистов Республики Саха, объединивший в своих рядах людей разных профессий: режиссеров и операторов, художников и журналистов, компьютерщиков и киномехаников. Всех их роднит кино – прекрасное и неповторимое искусство.

Союз не стоит в стороне от общественно-политической и культурной жизни республики, принимая участие во всех общественно значимых мероприятиях, ежегодном фестивале “Кинолетопись Якутии”. Якутские кинематографисты провели Дни якутского кино в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Новосибирске, Казани, участвуют в международных и отечественных кинофестивалях, получая там дипломы и призы.

Подготовка кадров для национального кинематографа – одна из основных задач Союза. Он участвует в проведении приемных экзаменов в киновузы страны: ВГИК, Высшие курсы при Госкино РФ, Государственный университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге. За эти годы при содействии Союза по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС (Я) на учебу было направлено более 70 студентов. 10 лет назад руководитель Союза кинематографистов РС (Я), кинорежиссер Алексей Романов, возглавлявший тогда киностудию «Сахафильм», загорелся идеей создания анимационных фильмов. В Москву, на курс режиссеров анимационного кино, в мастерскую Ф.Хитрука были отправлены учиться молодые якутские художники. Появились первые мультфильмы по мотивам якутских сказок Октябрины Потаповой «Однажды» и Роберта Лабидаса «Круговорот», которые сразу завоевали любовь зрителей, а также многочисленные призы на фестивалях.

Казалось бы, все хорошо. Кино шагает по Якутии. Но это не совсем так. В советские времена в республике было 600 кинотеатров во всех уголках республики, даже в самых отдаленных. И все они работали с утра до вечера, показывая кино. Даже в трудные военные годы киносеть расширялась. Ежегодно кинозалы посещали 22 миллиона зрителей. По этому показателю Якутия занимала третье место в РСФСР. Это был хорошо отлаженный механизм. Сегодня в Республике Саха (Якутия) осталось лишь шесть кинотеатров, которые показывают кино на пленке, то есть общее количество сократилось в сто раз. Да, пришло многоканальное телевидение, появилось домашнее видео, есть много других развлечений.

Все так, может быть, и не нужно сегодня столько кинотеатров, но хотя бы один в каждом районном центре должен быть обязательно. Государство должно быть заинтересовано в качественном кино, которое отвечает основным нравственным направлениям развития общества, воспитывает патриотизм и уважение к своей стране, республике. Должен быть четкий план поддержки кинематографа, разработаны его критерии. Развитием собственного кинематографа можно добиться повышения культуры в обществе. А грамотный культурный человек и к работе относится по-другому, тогда и экономика у нас выйдет на качественно иной уровень.


Список использованной литературы

1.Вопросы кинодраматургии. Вып.1. - М.: Искусство, 1954.

2.Вопросы кинодраматургии. Вып.1. - М.: Искусство, 1959.

3.Гуральник У.А. Русская литература и советское кино. - М.: Наука, 1968.

4.Попов Б.Н. Основы понимания искусства. - Якутск, 2001.

5.Емельянов Н. Сюжеты якутских олонхо. - М., 1980.

6.Пестерев В. История Якутии в лицах – Бичик,2001.

7.Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Полярная звезда»,№3,2008.