Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа.
Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, -все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев.
Но, вместе с тем, в те же 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту природы прежде всего в том, с чем «связано счастье и довольство человеческой жизни». Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета. [13]
Таким образом, в сферу художественных возможностей пейзажной живописи вошла еще одна область бытия людей. Политические устремления и идеалы, общественно-революционная борьба нашли отражение в образной системе нового искусства, смело использовавшего краски, линии, внутренние ритмы природы.
Во второй половине 19 века, в период складывания и развития реалистического пейзажа, он стал совершенно неразделим с представлениями о тех исторических событиях, которые совершались в то время. Природа становится как бы ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги, происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности. Изменяясь, мир как бы вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека.
Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест. В условиях русской общественной жизни этого периода художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений.
Глава II. Стилистический анализ произведения «Бой русского брига с двумя турецкими кораблями»
2.1 История создания
Для отличного знания ремесленной стороны живописного дела необходимо изучение техники старых мастеров, особенностей их метода развития, применявшихся ими живописных и технических приёмов.
Данная картина создана в 1857 году. Она входит в число работ, написанных в честь подвигов Черноморского флота в Крымской войне 1853-1856 годов. Своеобразной и примечательной частью творчества Боголюбова является его деятельность по созданию серии картин из истории русского военно-морского флота. Она может быть поставлена обособленно как историческая живопись, которую Боголюбов выполнял, будучи художником Главного морского штаба.
Впервые художник начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Изучая исторические данные, он глубоко и всесторонне подходит к изображению таких замечательных сражений русского морского флота «Синопское сражение 18 ноября 1853 года», «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 г.», «Взятие парохода «Первоз-Бахре» пароходом «Владимир» и другие. В этих картинах Боголюбов запечатлел с документальной точностью происходящие события по описаниям очевидцев и по своим этюдам, которые он сделал в Синопе в 1856 году. В картинах 50-х годов была главным образом не только исторически документальная правда, но и он смог добиться большой композиционной убедительности и смысловой выразительности, а также большой живописности.
2.2 Характеристика произведения, данные музейной карточки
Данные музейной карточки А. П. Боголюбова «Бой русского фрегата с двумя турецкими кораблями»:
Бой русского фрегата с турецкими кораблями. 1857
Холст, масло. 119×190,5
Справа внизу подпись: «Алесњі Боголюбовъ 1857».
Приобретена в 1987 у А. М. Семеновой, Москва.
Инвентарный Ж-1426.
Данная картина является пейзажем, который изображает море. Такой пейзаж называется марина. На данной картине изображён бой русского фрегата, он находиться на первом плане, с двумя турецкими кораблями, которые стоят вдали от первого корабля. Внимание в этой картине, при первом взгляде, фокусируется на корабле, стоящем на переднем плане. Всё зрительное пространство занимает море, бесконечное море, плавно переходящее в линии неба.
Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто море, а именно беспокойное море с его еще не рассеявшимся клубами дыма от выстрелянных бомб. Чувствуется пространственная глубина, окружающая корабли.
2.3 Анализ образного и живописного жанра
Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.
В прошлом году эту картину реставрировали, но сделали это очень плохо, т.к. видны необычайно белые пятна, есть 2 трещины, которые грозят увеличиться в размерах, и мы потеряем великое произведение А. П. Боголюбова, если работники музея и реставраторы не смогут помочь вовремя.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). [22] Общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки.
Фактура - (от лат. factura — обработка) в изобразительном искусстве характер поверхности произведения. Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.
Характер поверхности, или фактуру, человек воспринимает обычно зрительно – как она отражает или поглощает свет, а также осязательно – проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, человек надолго сохраняет ощущение от его поверхности и легко воскрешает это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном.
Фактура имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов.
Фактуру вне конкретного материала и формы представить просто невозможно. Соответствие формы и фактуры, их единство – одна из важнейших проблем, которую необходимо решить художнику. Алексею Петровичу Боголюбову удалось в данной работе объединить эти два фактора.
Фактура – это такое средство выражения художественного образа, влияние которого сказывается при непосредственном восприятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фактуры в формировании и раскрытии образа. Поэтому произведения искусства, которые люди видят не в оригинале, не могут произвести на них должного впечатления и передать всё то, что волновало автора.
Серьезное внимание уделяет Боголюбов фактурному решению произведений, умело, сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
Данную картину отличает обострённое чувство формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Боголюбова в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.
Колорит - (итал. colorito, от лат. color — цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности — может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера.