Колорит картины построен на сочетании тёплых – жёлтого, коричневого, розоватого и холодных – изумрудного, голубого, тёмно-синего, зелёного. Эти тона чётко выделяются. Цветовые отношения он умело сливает в общую картину, накладывая один цвет на другой, получая при этом смешивании основных красок своей палитры дополнительные переходные тона. В результате все формы в картине мягко лепятся и воспринимаются, не раздражая глаз смотрящего человека.
Богатство и разнообразие цветовых решений изображаемого моря увлекает Боголюбова. Неотрывно штудируя натуру, художник постоянно рисовал в сначала в России, потом оттачивал свои навыки за границей, изучая технику передачи, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к морю было его главной целью уже в ту пору. Наряду с морскими волнами, он старательно изображал корабли, лодки или, например, стоящую крестьянку со своим сыном перед бескрайним морем в порту. [15]
Благодаря мастерски переданной живописью свето-воздушной среде, объединившей собой небо, водную гладь и дали, все включённые в композицию компоненты выявляют в созданном образе его собственно пейзажное начало. Спокойный по облику пейзаж наполняется ощущением непрерывности жизни, искусно подчёркнутой то ритмом чередования изображённых кораблей, то торжественной красотой поднятых парусов, то их цветным колеблющимся отражением в серебристой глади реки.
Но, может быть, главным здесь было метко закреплённая рисунком форма судов и их положение в пространстве по отношению друг к другу, что в большой мере и могло придать повышенную выразительность так называемому жанровому сюжету.
Заключение
Характерной чертой батальных картин Боголюбова является их исключительная историческая правдивость. По картинам Боголюбова можно изучать историю всех морских сражений нашего русского флота и реально представить обстановку, особенности, детали каждого из этих боёв. Моряк по профессии, Боголюбов до тонкости знает корабль, его оснастку, тактические свойства, а также всю обстановку морской жизни. Поэтому на картинах Боголюбова не случается парусов и мачт не на своём месте. Каждый корабль на его картинах в состоянии выдержать самую строгую критику специалиста. Эти картины навсегда останутся драгоценными документами о героическом прошлом русского народа и его флота. Это огромный вклад художника-патриота Боголюбова в сокровищницу русского искусства.
Данную картину отличает обострённое чувство формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Боголюбова в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.
Исключительно высоки профессиональные качества картины. В этом произведении художник и достиг редкого, но всегда желанного в искусстве единства глубокого художественного замысла с соответствующим мастерством исполнения. В композиции нет ничего лишнего, все пластические и колористические средства направлены к одной цели – выражению замысла художника донести до зрителя впечатление, навеянное великими победами русского флота и девственной, почти незаметной, природой побережья моря. И это удается художнику. Своеобразное настроение картины он формирует необычным сочетанием воспроизведенной объективной реальности, живой действительности боя с привнесенными элементами спокойствия и умиротворения.
Конечно, Боголюбова нельзя ставить в один ряд с теми русскими пейзажистами, искусство которых безраздельно связано с русскими темами и демократической основой идейного искусства. Но если сравнить его пейзажи с картинами художников академического направления, прогрессивные черты боголюбовского творчества станут, неоспоримы при всём его нескрываемом расхождении с идейной программой передвижников. Отчётливо выступают в его художественной и общественной деятельности и искренний интерес к русской реалистической школе, и столь же искренняя готовность содействовать её утверждению и совершенствованию. Что же касается долгой жизни Боголюбова вдали от России, то и здесь весь её сложившийся стиль непрестанного дружественного общения смог стать источником связи русской и западноевропейской культуры в лучшем понимании этого слова.
Список использованных источников и литературы
Источники:
Бой русского фрегата с турецкими кораблями. 1857
Холст, масло. 119×190,5
Справа внизу подпись: «Алесњі Боголюбовъ 1857».
Приобретена в 1987 у А. М. Семеновой, Москва.
Инвентарный Ж-1426.
Каталог юбилейной выставки А. П. Боголюбова: К 150-летию со дня рождения. Саратов, 1974.
Литература:
1. Андроникова М. И. Боголюбов (1824-1896). М., 1962.
2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 .с
3. Александр Бенуа размышляет… М., 1968, с. 341.
4. Виннер А. В. Как работать над пейзажем масляными красками. – М.: Профиздат, 1971.
5. Гончарик Н. П. и др. Путеводитель по Государственному художественному музею Алтайского края: К 45-летию со дня появления. Барнаул, 2002.
6. Голубева О. Л. Основы композиции. – М., 2004. – 119 с.
7. Даниэль С. М. Искусство видеть. Л., 1990.
8. Ильина Т. В. Введение в искусствознание: Учеб. Пособ. Для студентов вузов. – 206 с.: ил. – М.: АСТ: Астрель, 2003.
9. Кандинский В. Точка и линия на плоскости, 2002
10. Карр-Гамм С. Словарь символов в искусстве. – 335 с.: ил. – М.: АСТ: Астрель, 2003.
11. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994, с. 608.
12. Ковалевский П. К. Годичная выставка в Академии художеств. – «Отечественные записки», 1869, № 10, с. 305.
13. Кашекова И. Развитие пейзажа в живописи, 2004
14. Кожевников Г. И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896. – Массовая библиотека «Искусство», М. – Л., 1949.
15. Кожевников Г. И. Алексей Петрович Боголюбов. 1824-1896 // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века. М., 1962. Ч. 1.
16. Макарова Н. К. Пейзаж в русской живописи. От классицизма до символизма. – М., 1999
17. Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – 175 с.: ил. – М., 2001.
18. Маринисты (энциклопедия живописи). – 352 с.: ил. – М.: Ольма-Пресс, 2001.
19. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983.
20. Полевой В. М. Популярная художественная энциклопедия. – 613 с.: ил. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
21. Пилярский В. Морские батальные картины Алексея Петровича Боголюбова // Искусство. 1953. № 4.
22. Огарева Н.В. О "Записках моряка-художника"//Волга. 1996. № 2-3. С. 6.
23. Раушенбах В. Пространственное построение в живописи. М., 1980.
24. Шорохов Е. В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.: ил.
25. Энциклопедия пейзажа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 351 с.: ил.
26. B. G. P. Diccionario universal de la mitologia. Barcelona, 1835.