Смекни!
smekni.com

Стиль рококо в искусстве и костюме (стр. 2 из 3)

Кофта с глубоким запахом и высокой застёжкой под правой рукой также была распространённым видом одежды. Халат, напоминавший сшитые вместе кофту и юбку, назывался шэньи, а комплект из кофты и юбки-ишан.

В костюме простых людей широкие рукава постепенно были вытеснены более удобными менее широкими. Вообще узкая одежда пришла в Китай от кочевников. Поясной одеждой мужчин были штаны, женщин- штаны и юбки. Однако иногда в роли штанов и у мужчин, и у женщин выступала несшитая юбка, надетая поверх халата.

С глубокой древности китайцы умели искусно вышивать. Яркие вышивки шёлком покрывали одежду, обувь, зонты и веера. Это били изображения драконов, облаков и цветов. Вышивка шёлком по шёлку была очень красивым способом оформления костюма и высоко ценилась.

Китайцы умели создавать и высокохудожественные тканые узоры с аналогичными сюжетами. Вытканные цветы имели столько оттенков, что казались живыми. Ношение вышитых, расшитых одежд было привилегией высшей знати. Часто на халатах вышивались мифологические сюжеты и символы, приносящие счастье. Бабочка- символизировала радость, летучая мышь олицетворяла счастье.

В средневековом Китае для каждого сословия были установлены определённые виды одежды, цвета, и сорта тканей. Жители северных районов предпочитали ткани серого, голубого и синего цветов. На юге Китая наиболее распространёнными были ткани белого и чёрного цветов. Текстиль для женской одежды использовался наиболее яркий. Часто это били набивные или тиснёные ткани. Белые ткани шли на изготовление белья и подкладки одежды. Бедняки одевались в одежду из простых тканей. В северных районах Китая носили одежду из меха, войлока; тёплую одежду, подбитую пухом птиц.

Мужская одежда

Простейшим и древнейшим видом мужской одежды в Китае являлась кофта с глубоким запахом, обычно с косым срезом по верхней части борта и с застёжкой под правой рукой. Такую кофту носили со свободными штанами. Шляпа, зонтик и веер дополняли этот ансамбль. Такая одежда была характерна и для аристократии, но выполнялась из более дорогих тканей, с более богатой отделкой и в более широкой цветовой гамме.

Халат постепенно вытеснил кофту, хотя и не до конца, и стал основной одеждой. Верхней одеждой для улиц был расклешённый халат, который носили без подкладки. В боковые швы халата, начиная от талии, вшивали клинья и делали разрезы до колена; рукава были длинные, очень широкие, прямые либо сужающиеся к кисти. Обычно халаты были без воротника, а иногда с низким воротником.

Существовало три основных типа халатов: Мань- придворная одежда с застёжкой под правой рукой и вдоль всего бока с вышитыми изображениями драконов; куань-инь, который надевался под халат Мань и имел спереди или на спине знак «бидзи», символизирующий принадлежность человека к тому или иному роду службы (у военных- лев, тигр; у гражданских- птица); рей- халат, который носили все, украшенный растительными мотивами и иероглифами. Император носил одежду жёлтого цвета; высшие сановники- красного; затем согласно табели о рангах шли зелёный, синий и белый цвета. В холодный сезон мужчина надевал несколько халатов.

Кушак был необходимым и очень декоративным элементом одежды. Он завязывался спереди плоским узлом. Концы кушака свободно спускались. Этот способ завязывания «бабочка-цветок».

Штаны были практически одного кроя и одной формы для всех сословий. Они скрывались под долгополыми одеждами. Китайцы иногда одевали несшитую запашную юбку- плахту.

Нагрудные знаки, пуговицы на шапке, цвет делали одежду соответствующей табели о ранге. В период господства маньчжуров халат значительно упростился. В сезон дождей пользовались накидками. Знать носила накидки из шерсти или пуха, бедняки- соломенные дождевики. Зимой ходили в стёганных тёплых одеждах.

Стиль рококо в искусстве и костюмеVIII в.)

XVIIIв.- время дальнейшего расцвета культуры и искусства в Западной Европе. Более тесным чем прежде, взаимные связи европейских стран способствуют выработке единого стиля в архитектуре, искусстве, костюме. Этот стиль зародился во Франции, которая по-прежнему оставалась самой процветающей в Европе.

Французское искусство, является эталоном для всех, породило декоративный стиль рококо, который постепенно выкристализировался из барокко. Действительно, в декоре нового художественного стиля довольно часто присутствует элемент в виде ракушки: витиеватые завитки рам, обрамляющих картины, декоративные композиции заканчиваются веерообразной ракушкой или напоминают её по виду.

Стиль рококо утвердился как носитель изысканности, утончённости, иллюзорности, наслаждения. Каприз, прихоть, мягкость, игривость, импровизация нового стиля сменили помпезность, великолепие, тяжеловесность и торжественность ушедшего в прошлое барокко.

Роскошные резиденции знати с приукрашенными золотом и декором анфиладными залами сменяются светлыми, невысокими, «интимными», приближёнными к человеку салонами. В салонах, а не при дворе формируются вкусы, идеалы, мышление.

В литературе, живописи, театре модны пасторали (поступление сюжеты), галантные сцены. Даже в текстиле пасторальность проявилась в виде мелких цветочков, разбросанных по полю ткани, как по лугу, и другого декора, ассоциирующегося с парком, корзинкой цветов, сельским пейзажем.

Англия- страна высокоэффективной, экономичной и прогрессивным государственным устройством также являлась мощным центром культуры. В области костюма и моды она- главный конкурент Франции.

Французский костюм стиля рококо

Идеал красоты. Величие, помпезность, перегруженность костюма барокко сменились утончённой грациозностью, лёгкостью, хрупкостью костюма рококо. Изменились внешние черты мужского и женского облика: кукальность лиц, походка, жесты, позы и частично одеяния. Пудра, косметика и парики, кружева и вышивка, инфотильность, уход от реальной действительности- всё это характерно как для женщин, так и для мужчин этого времени.

Красивой считалась дама с небольшой изящной головкой, узкими покатыми плечами, тонкой талией, широкими бёдрами, маленькими изящными руками, тонкими лодыжками, белым кукольным нарумяненным лицом. Гротескная линия бёдер под тонкой талией и узким лифом- модный силуэт женской фигуры зрелого рококо. Для позднего рококо характерен другой тип женской красоты. И в первую очередь это изменившийся объём, форма и размеры причёсок.

При женственной внешности мужчин их привилегией и обязанностью оставались галантность и готовность угождать прихотям и капризам дам. В облике представителей аристократии почти не существовало возрастных особенностей и нисколько стёрлись видимые половые различия. Всё белели лица, пудрили причёски и ходили в обуви на каблуке. Мужчины носили тонкое бельё, редко надевали шпагу, на их пальцах было обилие перстней, а карманы полны безделушек.

И официальная, и салонная одежда была одинаково великолепной. Даже вместо пуговиц носили драгоценные камни. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали по одному разу.

Виды и формы одежды

Текстиль. В течение столетия виды мужской и женской одежды менялись постепенно. Вначале это был ансамбль из жюстокора, весты и сорочки с кюлотами. Затем появились фрак и жилет в сочетании с более узкими костюмами, а верхней тёплой одеждой стал распашной редынют, сменивший плащ.

Женский костюм по сравнению с мужским претерпел более значительные изменения по составу, силуэту и пропорциям. В первой половине века платье имело два силуэта: узкий лиф и очень широкая юбка на каркасе(панье) и куншут, то есть платье со складкой Ватто.

Расширился ассортимент текстиля. Наряду с бархатом, шёлком, парчой, атласом, тонкими шёлковыми и шерстяными тканями и сукнами, а также различными хлопчатобумажными тканями появились экзотические виды текстиля, например шёлк из паутины пауков-крестовиков. В начале века из него были изготовлены перчатки и чулки, которые вызывали всеобщее восхищение. Модны пастельные цвета: нежные оттенки голубого, розового, светло- зелёного, жёлтого, сиреневого.

Характерно, что в мужском костюме модными стали шёлк и полушёлк, а в женском остались тафта и атлас. Очень популярен шёлк с вытканными на нём золотом и серебром букетиками, оттенёнными вышивкой из цветного шёлка; хлопчатобумажные ткани часто с набивным рисунком в виде букетиков, корзинок с цветами, мелких цветочков в сочетании с извилистыми лентами и полосами кружев.

В костюме стиля рококо, сильно обнажавшем женское тело, огромное значение стало придаваться нижнему белью. Женщины и мужчины стали носить чулки и шелковое тончайшее бельё, отделанные драгоценной вышивкой (шёлк, золото, серебро) и не менее дорогими кружевами.

Мужская одежда

В первой половине XVIII в. Мужчины по-прежнему носили жюстокор, весту, сорочку и кюлоты, но они изменились. У жюстокора теперь покатая линия плеч, узкие рукава и отрезная нижняя часть, состоящая из клиньев на платяной или волосяной прокладке. Жёсткая прокладка способствовала образованию 5-6 объёмных фалд, в результате чего жюстокор в нижней части напоминал пышную юбку. Талия была подчёркнута. Такой жюстокор назывался аби. На его спине был разрез с фальшивой застёжкой. Под аби продолжали носить весту с рукавами. Теперь на жюстокоре не было пояса-шарфа, а перевязь для шпаги стала узкой. Обувь дворян всё ещё с красным каблуком.

Отделкой по-прежнему служили вышивка и кружева. Полочки аби и весты по борту, клапаны прорезных карманов и отворотов отделывались вышивкой серебряными, золотыми и шёлковыми нитями и другими декоративными элементами.

Во второй половине XVIIIв. Во Франции полностью сформировался стиль рококо. Изменился вкус и появилось стремление к простоте и элегантности. Но в придворной одежде по-прежнему широко применялась вышивка золотом и серебром. Под аби ещё некоторое время носили длинную весту (камзол), которую сменил жилет без рукавов, со спинкой из другой ткани (полотно, шёлк); жилет был значительно короче жюстокора. Вместо галстука стали носить чёрную ленту из тафты. Нарядные аби и жилеты шились из однотонного шёлка, атласа и отделывались вышивкой золотом и серебром. Кюлоты вместо гульфика имели откидной перед, как на матросских брюках.