Обувь башмаки на каблуке, украшенные пряжками. Причёски - белые, напудренные парики. Над ушами волосы укладывались в небольшие валики, сзади волосы заплетали в косичку или укладывали в чёрный шёлковый мешочек. Лицо всегда гладко брили. Мужчины пользовались пудрой, румянами, чистили и белили зубы, использовали духи. Головные уборы - шляпа - треуголка, украшенная перьями, которую в основном носили в руках. Дополнением служили шляпы, перчатки, муфты и табакерки.
Женский костюм в начале века имел такой силуэт: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, округлая линия бёдер, маленькая причёска - всё это придавало фигуре изящество и лёгкость. Женщины носили корсет, панталоны и несколько нижних юбок. Нижние юбки крахмалились и пристёгивались. Женщины носят два платья: нижнее - фрипон, верхнее распашное - модест. Лиф платья на груди скреплялся бантами или шнуровался, вырез - каре, обшитый кружевами. Рукав был узкий. Длиной до локтя, украшался у локтя пышными волнами из кружев. На шею повязывали лёгкую шёлковую косынку. Придворное платье натягивалось на нижнюю круглую по форме юбку, державшуюся на каркасе из китового уса. Модным типом женского платья был контуш - длинная, не отрезная в талии одежда, которая одевалась поверх нижней юбки на каркасе. Контуш был распашным и скреплялся на груди при помощи лент, на спине он образовывал крупные складки, заложенные под обшивкой ворота. Платье украшалась бантами, кружевами, букетами цветов и вышивкой.
Головные уборы надевали редко. В дорогу надевали небольшую по размерам шляпу - треуголку. При выходе на улицу голову покрывали кружевной накидкой. Причёски были небольшими по объёму и состояли из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке, и украшенных перьями, цветами и т.д. волосы обильно пудрили. Обувь - туфельки на высоком каблуке с узкими носами. Дополнениями служили большое количество ювелирных украшений, муфты, веера. Самое модное дополнение - чёрная бархотка на шее.
ДОМОСТРОЙ - анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15-16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни.
По мнению одних исследователей (С.М. Соловьев, И.С. Некрасов, А.С. Орлов, в настоящее время Д.В. Колесов) текст Домостроя - результат длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине, самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. По мнению других (Д.П. Голохвастов, А.В. Михайлов, А.И. Соболевский) авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.
Домострой - памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения. Поучения "от отца к сыну" (известны на Руси с 11 в), афористически выраженные нравственные сентенции учительных сборников (Поучение и наказание отцов духовных); разного рода средневековые "обиходники", которые определяли чин монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Исследователи обнаруживают среди источников Домостроя славяно-русские (Стослов Геннадия, поучения Иоанна Златоуста, вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда и Златой цепи) и западные (чешская Книга учения христианского, французский Парижский хозяин и др.) учительные сборники, чьи тексты восходили к древнейшим сочинениям (древнегреческого трактата Ксенофонта О хозяйстве 4 в. до н.э., Политики Аристотеля).
64 главы свода житейских правил, объединенных в единую книгу Домострой, поделены на 3 части: О строении духовном (Как веровати), О строении мирском (Как царя чтити) и О строении домовном (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами).
Для истории повседневностиМосковии 16-17 вв. и исторической феминологииособое значение имеют разделы 29, 34 и 36, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков "мужским" домашним работам), определяющие порядок отношений с женой, "государыней Дома", как автор Домостроя именовал хозяйку. Самые известные и часто цитируемые рекомендации Домостроя ("быти грозою для жены", строго наказывать детей и жену за провинности, вплоть до "сокрушения ребер", "плетью стегать по вине смотря") вынесены из поучений, переведенных на славянский язык задолго до создания этого литературного памятника и сохранялись в составе учительных церковных сборников. Отсюда - архаическая форма выражения поучений и их нравственные мотивы, неприемлемые и осуждаемые сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей). В оригинальных частях памятника, в том числе в твердо атрибутируемом "малом Домострое" (заключении к тексту, написанном в виде Посланием и наказанием от отца к сыну, возможно, к реальному лицу - сыну Сильвестра Анфиму) жесткость в отношениях между членами семьи не рекомендовалась. В них шла речь о том, "как Богу и мужу угодить", как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по этой части Домостроя, женщины-московитки были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т.д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать "государыне Дома", целиком подчиняясь ей.
Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домострою, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в историю русской общественной мысли Домострой попал именно благодаря одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х, а затем В.И. Лениным. Этим объясняется несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти 20 в. В настоящее время выражение "домостроевские нравы" сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.
Как всякий популярный сборник текучего состава, Домострой может быть представлен как текст нескольких редакций. Первая редакция составлена в Новгороде в конце 15 в. Вторая - переработана выходцем из него протопопом Сильвестром, добавившим личное обращение к сыну Анфиму, которое также бытовало в самостоятельных списках. Третья редакция - контаминация двух основных. Домострой современен и стоит в одном ряду с такими памятниками как Стоглав, Великие Четьи-Минеи и др., превосходя их в выразительности и образности языка, щедро пропитанного фольклорными элементами (присловьями, поговорками).
Кристина
Греческое имя, означает "посвященная Христу, "христианка".
Кристина внешне очень похожа на отца, но характер у неё материнский: она так же, как мать, подвижна, сообразительна, порой непредсказуема, обладает прекрасной памятью. Это жизнелюбивая женщина, которая ничего не делает наспех, не впадает в панику. Она прочно стоит на земле и не тратит времени на строительство воздушных замков. Кристина не обладает мгновенной реакцией, ей обычно требуется некоторое время, чтобы принять решение.
Производя впечатление застенчивой, даже робкой, на самом деле Кристина просто наблюдает, слушает и все запоминает. В обществе эти женщины достаточно быстро сходятся с незнакомыми людьми, но предпочитают нескольких избранных друзей. Они быстро влюбляются и столь же быстро разочаровываются. Такие женщины чувствуют постоянную потребность в нежности и любви с соответствующими внешними проявлениями.
В их внутренний мир проникнуть трудно, не всегда можно понять, о чем они думают. Однако за внешней непроницаемостью Кристин нередко скрывается бурный темперамент. Эти женщины не обойдены мужским вниманием, и мужья им попадаются ревнивые… Кристина любит, чтобы дружеские отношения выглядели красиво, не выносит беспардонных вторжений в свою жизнь.
Ценит семью, но плохо уживается со свекровью. "Зимние" Кристины в браке бывают дважды, у них рождаются дочери и очень редко - сыновья. Удачнее всего складывается семейная жизнь "осенних" Кристин - они склонны не допускать открытых конфликтов и во всем уступать мужу.
Этим женщинам всегда необходим кто-то, на кого можно было бы положиться, - человек, который помог бы им создать надежный и уютный семейный очаг.
Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются. Установление соотношения между многочисленными и очень разнообразными, существовавшими в прошлом и существующими ныне этническими общностями, или, проще говоря, народами (в этнографическом смысле этого слова), группировка общностей, сходных по тем или иным признакам, и отделение классификационных групп друг от друга - все это не только упорядочивает и закрепляет уже накопленные научные результаты, но является одним из основных путей дальнейшего познания существа этнических процессов и закономерностей их развития во времени и в пространстве. В ряде случаев при выборе системы классификации приходится учитывать не только ее теоретическое, но и практическое значение.