План
1. Раскройте содержание и приведите примеры художественного стиля рококо
2. Как в "Домострое" регламентируются отношения между членами семьи?
3. Укажите происхождение и смысл вашего имени
4. Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев
5. Перечислите христианские праздники, приходящиеся на лето, раскройте их смысл
6. Как вы понимаете притчу, изложенную в евангелие от Матфея (гл.25: 14-25: 30)?
7. В каких родственных отношениях находятся сноха и золовка?
8. Укажите, в каких аятах Корана суры 5 "Трапеза" регламентируется процедура составления завещания. Раскройте содержание
9. Дайте правильную последовательность мусульманских праздников начиная с 1 мухаррама с указанием названия месяца в мусульманском календаре и смыслом этого праздника
10. Дайте описание праздника Весак в ламаизме. Когда он проводится?
11. Могут ли люди продавать землю? (согласно Библии), кн. "Левит" гл 25, Почему? Укажите номер стиха и раскройте его содержание
12. Чем отличались стиляги от фарцовщиков в культуре советского периода?
13. Раскройте содержание статьи 67 "Русской Правды" (пространная редакция, по Троицкому списку) и дайте объяснение: почему именно эти действия в древнерусском обществе оценивались как оскорбление личности, а не просто нанесение физического ущерба и вреда?
14. Опишите иконографические типы Великая Панагия и Эммануил
Список литературы
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль (ниже дано определение)), реже роккоко - стиль в искусстве (в основном, в архитектуре), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время правления Регента Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом.
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т.п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).
Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать во Франции на Версальский дворец, в Германии - на Дрезденский Цвингер, в России - на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки графа Растрелли. Интересным памятником рококо считается Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург в Баварии.
Версальский дворец (фр. Château de Versailles) - парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале.
С XVII века являлся образцом для дворцов многочисленных монархов и князей по всей Европе.
С 1979 Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Ниже - фасад Версальского дворца.
Этот стиль ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.
В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере, культом уюта, изящества и изнеженности.
Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков - капризно изогнутая рамка.
Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эпохи, завезенная из Китая - бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.
Наиболее характерной особенностью мебели для сидения этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные - соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные - согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей.
Диван образуется путем соединения трех кресел с общей связью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых.
Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли книзу, который словно отек и выпучился вперед.
В мебели рококо существует несколько типов столов. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона - прямая, все же остальные изогнуты по кривым. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботится об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.
Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.
Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства, но он наложил отпечаток на характер всей художественной мебели, всего декоративно-прикладного искусства эпохи.
Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утончённости, некоторой манерности и чувствительности. Стиль рококо отражал вкусы аристократии времён заката абсолютизма (эпоха правления Людовика 15). В интерьере преобладали пастельные тона: голубые, розовые, серые, фиолетовые, позолота - лёгкая, светлая. Стены затягивали шёлком или покрывали росписями. Интерьер дополнялся предметами из фарфора и большим количеством зеркал. Интерьеру соответствовал и характер костюма - богатый, нарядный, декорированный золотом и драгоценными камнями. Костюмы шили из бархата, тяжёлого шёлка, парчи, буржуазия - из шерстяных тканей.
Мужской костюм. Обязательной принадлежностью мужского костюма была белоснежная рубашка с кружевами манжетами. Разрез на гуди украшался кружевными оборками - жабо. Поверх рубашки надевался камзол из шёлковой ткани, украшенный вышивкой. Поверх камзола носили бархатный кафтан. Кафтан шился точно в талию, а в полы вставляли клееный холст или пластины из китового уса, чтобы они расширились к бёдрам. Рукава кафтана были с широкими, почти до локтя обшлагами другого цвета. Кафтан и камзол не имели воротника, но зато имели карманы с клапанами. Борта кафтана и обшлага украшались золотым или серебряным шитьём и пуговицами из металла или драгоценных камней. Узкие панталоны - кюлоты заходили за колено и застёгивались на пуговицу. На ногах знать носила белые шёлковые чулки, буржуазия - цветные или полосатые.