Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали и объединяют такие разные по характеру предметы.
Например, если вы хотите основным элементом декора спальни сделать расписанные вручную ткани, привезенные из далекого путешествия и так полюбившиеся вам, то придется тщательно продумать цветовое решение комнаты, чтобы выделить этот элемент декора. Тут и становится уместен прием, когда часть стен в интерьере остается белыми, а часть - выкрашены в насыщенные цвета, подчеркивающие красоту размещенных на их фоне декоративных элементов. Этот прием цветового смешения, создавая своего рода цветовой коктейль, придает пространству дополнительную глубину.
Дом - это живой организм. Он развивается во времени вместе со своими обитателями и, как наша жизнь, он состоит из противоречий. А в образе дома мы угадываем индивидуальность его хозяев: многие предметы и детали, ставшие декоративными акцентами отдельных помещений дома, были в разные периоды приобретены хозяевами, и уже прожили вместе с ними какую-то часть жизни, постепенно становясь любимыми. Хозяевам трудно расстаться с такими вещами, как и забыть важную часть своего прошлого. Поэтому, покупая квартиру, или просто меняя интерьер, многие стремятся "вписать" в него предметы, на первый взгляд совершенно не подходящие по стилю. Но для опытного дизайнера нет неразрешимых задач: небольшие продуманные изменения - и вот уже любимые вещи заняли свое особое место, причем оказывается, что созданная таким образом эклектика очень гармонична.
Еще один тип оригинального интерьера в стиле эклектики можно увидеть в домах людей много и увлеченно путешествующих и привозящих домой из поездок сувениры. В таких интерьерах, благодаря удачным импровизациям и вкусу хозяев, вещи из разных стран и эпох прекрасно уживаются как со старинной, так и с современной мебелью. И мы видим в доме чарующее смешение стилей, когда разноцветные пластиковые стулья и современный светильник соседствуют со старинным индийским подсвечником и антикварным столиком из ажурного чугунного литья. В таком доме, привезенные в багаже из путешествий "трофеи": каменные плошки из Дели, испанские стулья из кофейни, купленные на рынке, греческие ковры, китайская посуда и зеркало в тяжелой лепной раме - мирно уживаются друг с другом. Помимо того, эти разные, сувениры создают своеобразный декор-коктейль с мебелью, купленной у антиквара или заказанной у современного модного дизайнера. А общая идея такого интерьера: декор в духе фантазии и свободы, когда вещи, привлекшие хозяина формой и тщательной обработкой материала, компонуются между собой, невзирая на стиль.
Стиль фьюжн как новое веяние современной эклектики
Стиль фьюжн прочно вошёл в нашу жизнь — московские клубы предлагают нам вечеринки с фьюжн-музыкой, московские рестораны всё чаще включают в меню кухню в стиле «фьюжн». Не обошло новое веяние вниманием и область дизайна.
Что же такое «фьюжн» в интерьере? Совмещение несовместимого: венского стула, лампочки от Филиппа Старка, ванной в стиле хай-тек и ампирных дверей. Вся эта эклектика и называется «фьюжн». Стиль этот нынче в моде, потому что в нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезённую из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн.
Если вы решились впустить свежий ветер фьюжн в свой родной, но под надоевший интерьер, то вот несколько правил, которые стоит соблюсти, чтоб не скатиться от новомодного дизайнерского веяния в купеческую пошлость, где есть места и семи слоникам, и пузатому самовару, и купленному по случаю гамбсовскому гарнитуру:
Правило № 1. Лучше не смешивать. Основной постулат фьюжн: лучше меньше, чем больше. Вещи призваны подчёркивать и оттенять друг друга, а не загромождать ваши квадратные метры.
Правило № 2. Помните о хорошем вкусе. Именно он должен прийти к вам на помощь, если вдруг покажется, что пресловутый самовар прекрасно впишется в интерьер вашей спальни в стиле Людовика XIV.
Правило № 3. Не суетитесь. Умение сочетать вещи сравнимо с медитацией. Встаньте в центр комнаты, закройте глаза и представьте себе то, что хотели бы увидеть, прежде чем действовать. Фьюжн, в первую очередь, фэн-шуй, а не хаотическое броуновское движение предметов в пространстве.
Правило № 4. Фьюжн любит смелость. Дерзайте! Общий дизайн квартиры — строгий, прямо-перпендикулярный, металлически-поблёскивающий хай-тек? А в нём…весь в позолоте и алом бархате туалет, где вместо ручки слива — олений рог, на стене — гобелены и полочка с дорогим алкоголем. Выглядит дико, но элемент эпатажа в данном случае скорее сыграет вам на руку — гости будут ошеломлены. Особенно если прикрыть эту скарлетт-о’харовскую роскошь скромной тёмной дверью.
Не стоит, однако, забывать, что фьюжн обязывает интерьер быть лёгким и жизнерадостным. Как нельзя лучше он подходит для обустройства не столько квартир (в наших стандартных квадратных метрах особенно не разгуляешься), сколько загородных домов: обилие свободного пространства, почти физически ощутимая «невыносимая лёгкость бытия», чёткие цвета, создающие резкую, но не бьющую по глазам контрастность (обязателен белый) — вот отличительные черты стиля фьюжн.
Кроме того, фьюжн вполне пригоден для повседневной жизни. Он позволяет вписать в традиционный народный интерьер кухни современную плиту или микроволновую печь, а рядом с картиной «Веласкеса» или «Рубенса» повесить огромный плазменный телевизор.
Мнение эксперта: «Фьюжн играет не только с интерьером, но и с освещением. Неожиданное освещение в спальне или кухне, странной формы светильники, похожие на ульи или на гигантские гроздья виноградной лозы, встречающиеся по всей квартире в самых разных местах — это ещё одна инновация от фьюжн.
От освещения в интерьере зависит очень многое, и даже если вы достаточно консервативны и не собираетесь ничего изменять в собственном доме, то удачно расположенный источник света — необычная лампа или тяжёлая люстра-подсвечник в интерьере из разноцветных пластмассовых стульев эры минимализма сразу же придадут новое звучание всей обстановке. Вариантов обустройства жилища в стиле фьюжн — море, и вы очень удивитесь, обнаружив, что все они гнездятся исключительно в закоулках вашей фантазии».
Художественное направление – эклектика
Пытаясь разобраться в безбрежном море современных эклектических настроений, что оказалось совсем непросто, удалось выявить основные формы или подходы к стилизации. Их можно условно назвать: «цитата» - «реплика» - «коллаж». Постараемся более подробно рассмотреть эти формы-направления-подходы и проиллюстрировать их примерами из современного мебельного ассортимента.
Практически они остаются основополагающими для формирования эклектического стиля, как исторического, так и современного. В данной статье мы даже не будем рассуждать, хорошо это или плохо, своеобразие ли это современного развития мебельного мастерства или же упадок и кризис мебельного искусства. Хотя необходимо тут же оговориться, что это тенденция не только мебели, но и всей архитектуры, предметного дизайна и, бесспорно, интерьера со всем комплексом его оборудования, куда помимо мебели входят светильники, текстиль, декоративные предметы и т.п. То, что это явление не поверхностное, не сиюминутная мода или капризы потребителей мебельной продукции, является бесспорным.
Итак, уже позапрошлый XIX век четко формировал эклектический стиль на трех основных подходах.
Первый подход базировался на практически точном копировании подлинных исторических образцов мебели, на основе скрупулезного изучения и обмеров наиболее выдающихся аналогов или характерных форм того или иного стиля. В такие предметы, как правило, вносились небольшие изменения, связанные с модернизацией вещи, с новыми требованиями комфортности и технологии, которые не совпадали с историческими прототипами. Тем самым первый подход можно назвать «цитатой», то есть в новой вещи максимально точно пытаются «процитировать» исторический аналог, с небольшими корректировками формы и технологии. Подобных примеров множество. Тип «цитирования» очень близко соприкасается с антикварным рынком и созданием так называемых «новоделов» или изделий «в стиле...», технология и качество которых на сегодняшний день довольно высоки.
Это воспроизведение конкретных исторических предметов, музейных коллекционных предметов, отобранных в качестве аналогов для современного повтора, отвечает подходу «цитирования». Таких примеров очень много. К ним прибегают итальянские, испанские, французские, английские, американские дизайнеры и известные мебельные фирмы. Этот подход характерен и для национальных мебельных производств. Так, например, в Китае, Японии, Индии существуют фирмы, которые делают лишь традиционные национальные формы мебели. Они практически вносят лишь незначительные корректировки, или даже обходятся без них, в традиционные материалы и технологии, принятые в национальном искусстве этих стран, не меняя формы и характер декора предметов XVII-XVIII вв. Здесь очень тонкая грань между традиционным производством и эклектикой, однако, она существует и даже расширяется.
Другой подход, наиболее распространенный в этой сфере проектирования, это откровенная стилизация на основе формального изучения стиля. Вещам, современным по функции и технологии, на основе современных материалов сообщаются декоративные черты, формы, орнаментация, художественная отделка, характерная для конкретных исторических, этнических, художественных стилей. Этот подход можно условно назвать «реплика», то есть некое повторение, отличающееся от оригинала и связанное с ним в большей части ассоциативно, а не конкретно и формально точно. Еще ближе к такому пониманию современной интерпретации исторической формы понятие «римейка», то есть «воспоминания», повтора, не точной копии, а, скорее, интерпретационной версии формы или образа, что еще точнее. Римейк сейчас очень и очень популярен. Он встречается, если не сказать главенствует, и в современной музыке, литературе, театре, киноискусстве, где не скрывается, а даже подчеркивается известный аналог, с которого делается, стилизуется «реплика» интерпретация в новой форме. Как правило, она более упрощенная, всегда значительно короче (для музыки, литературного произведения), более современная по стилистике, художественному языку и исполнению. Современный римейк органичен постмодернизму, который базируется на принципах эклектики так же, как и пост-культура и современные арт-практики. Он изначально построен на интерпретации не столько точной формы, сколько на попытке создания неких образных ассоциаций, что внутренне схоже с позициями эклектики, за что это стилистическое направление так немилосердно подвергается критике. Конкретно в мебели «римейк»- это типичная стилизация современных предметов под стили прошлых эпох, представляющая собой подавляющее большинство эклектичной продукции, в большей или меньшей степени модернизирующей характерные исторические стилевые формы.