Наконец, третий подход - «коллаж» - представляет собой «свободное» комбинирование разностильных мотивов и элементов в одном предмете, представляя его в виде сборной, коллажированной композиции из элементов разных стилей в системе «коллажа-монтажа». В качестве примера можно привести альбом мебели эклектики конца XIX века «Part du Mobilier». В нем четко выстроены ряды элементов того или иного стиля - пилястры, карнизы, профили, рисунки филенок и картушей, декоративные детали и орнаменты, а затем представлены и сами предметы, «собранные» - спроектированные из этих самостоятельных единиц. Но собранные уже на основе современных требований, функций и новой технологии промышленного производства. Этот прием сначала механистического разложения целостной стилевой формы на элементы, а затем создания новых композиций из этих элементов, но уже в новой функции, с применением новой конструкции, масштабов и т.д., пожалуй, самый характерный и негативный, как правило, тип эклектического мышления. Соединение в одном предмете элементов разных стилей, изменение конструкционной ясности, логики, целесообразности изделия, его внешняя перегруженность декоративными деталями и украшениями - все это черты «коллажа» или «монтажа», порой доведенные до гротеска, иронии и абсурдности формы и декора.
С другой стороны, эклектика очень плотно соседствует с китчем и порой соединяется с ним в нерасторжимый конгломерат, порождая самое крайнее сочетание «техники и пошлости» на потребу массовому потребителю в желании «сладкой» жизни.
При этом, сохраняя негативное отношение к таким предметам, нельзя отказать некоторым из них, созданным талантливыми дизайнерами, в яркости, выразительности своих форм, запоминающемся облике и порой даже внешней привлекательности, которая строится на декорационном эффекте и подчеркнутой театральности. Как ни странно, подобные вещи - «монстры» занимают достаточно прочное место в современном авторском интерьере. По своей природе наилучшие образцы «коллажа» соседствуют с авторским арт-дизайном, которого также много на современном мебельном рынке и о котором мы поговорим отдельно. Порой эти предметы весьма трудно отличить друг от друга, но их коренное различие кроется в тяготении или к комбинированию элементами из исторических, этнических, социальных, типологических стилей, или же к авторским фантазийным интерпретациям.
Важным здесь видится социальный заказ на подобные образцы современной мебели, который кроется в некоем психологическом и «традиционном» взгляде-установке на оборудование жилища, общественных и представительских апартаментов. Так, не секрет, что самые значимые государственные здания и интерьеры практически во всех странах оборудуются не современной мебелью, а обязательно стилевой, эклектичной, «в стиле», как правило, излюбленного «классицизма Людовика XVI». Так, последняя реконструкция интерьеров Большого Кремлевского дворца, которая проводилась под руководством известного художника Ильи Глазунова, была выполнена итальянской фирмой «Коломбостиль» именно в этом характере. Также оформлены и представительские апартаменты крупнейших резиденций мира, знаменитые многозвездочные отели, в которых всегда присутствует элемент «отставания» от современного стиля. Это делается совершенно осознанно и даже обладает определенной социальной значимостью и «общепризнанным» вкусом. Стилистическое отставание и преднамеренное обращение к историческим стилям призвано в какой-то степени обеспечивать условную психологическую «стабильность» в вихре меняющихся с быстротой молнии авангардных стилевых тенденций и направлений. Некий узнаваемый, отстоявшийся в памяти художественный образ в большей степени, нежели конкретный стиль мебели, претендует на «долгую устойчивую» жизнь в интерьере. Тем самым обращение к эклектике это всегда «работа» с образами, а не со стилями. Важны не конкретные черты стиля, а условные ассоциации, образы того или иного стиля, как знаки длительности времени, определенных установок и представлений, которые связываются с устоявшимися в сознании потребителя образцами и образами. Следовательно, говоря об эклектике, мы говорим о постмодернизме в его самых характерных и узнаваемых чертах.
В какой-то степени современная эклектика представляет собой одно из крупнейших направлений современного искусства - «консерватизм», который как противовес противостоит авангарду, модернизму и постмодернизму, соединяясь с последним и как бы замыкая круг.
Тем самым необходимо признать за эклектикой закономерное для развития культуры значение, соотнесенное с общими тенденциями развития общества в целом. В настоящее время эклектика значительно расширяет диапазон стилистических направлений в современном оборудовании интерьера и мебели, создавая возможности для раскрепощения творческого мышления и обогащения многообразием образов среды жизни современного человека. Как и раньше основными критериями и требованиями к этому стилистическому направлению остаются - высокий профессионализм, творческая одаренность дизайнеров и художников в создании современных произведений интерьера и мебели с высокими художественными и эстетическими качествами в том традиционном классическом понимании, которое мы называем искусством. Эклектика (XIX века, 1830-1890 годы) всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей.
Многие критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же у нее были свои собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, средиземноморских стран и т.д.
Вывод
При желании (или необходимости) можно найти идеальное сочетание разных стилей даже в пространстве одной комнаты. Это может потребоваться, например, если вам по душе современный стиль хай-тек, но в то же время вы не в состоянии расстаться с резным бабушкиным комодом из дуба. Главное — правильно организовать пространство вокруг комода, то есть сделать так, чтобы он не выглядел инородным предметом, а еще лучше — выгодно подчеркивал общую идею решения комнаты. Кроме того, смешение стилей становится необходимостью, если в квартире проживает семья из нескольких человек, принадлежащих к разным поколениям. У каждого из них свои вкусы, и при этом каждый должен иметь в квартире уголок, где бы он чувствовал себя максимально уютно. Эклектика, это своеобразный стиль, который является симбиозом нескольких направлений.
Интерьеры эклектики совершенно уникальны и необычайно декоративны. Они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, но, тем не менее, органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга. А обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе.
Современные "синтезированные" интерьеры отражают многообразие нашей жизни, наполненной самыми разными темами, направлениями, стилями. А дом становится живым, приобретая своеобразие и шарм. Но решиться на такой эксперимент способны люди уверенные в себе, своем вкусе, люди смелые и неординарные, которыми и являются хозяева домов и квартир, интерьер которых составлен в стиле, называемом "современная эклектика".