Среди орудий особенно типичны разнообразные формы резцов, скребков, проколок, острий и ножей, пластинок с притуплённым краем, геометрических микролитов и долотовидных орудий. Ряд острий рассматривается как наконечники копий или дротиков; нередко они обработаны с обеих сторон. Многие орудия последам сработанности определяются как служившие для обработки кости и дерева (резцы), для обработки шкур (скребки) и т.д. В этом отражается специализация орудий, широко распространяются вкладышевые и составные орудия. Костяные орудия и техника обработки кости. Новым в верхнем палеолите является широкое использование кости, рога и бивней для изготовления орудий, утвари и украшений. Изредка костяные орудия встречались и в более ранние эпохи, но тогда человек недостаточно владел этим материалом. В верхнем палеолите при обработке кости применяются уже сложные приемы – рубка, резание ножом или резцом, сверление, обработка поверхности при помощи абразивов. Процесс обработки кости включал ряд операций. Каждая из них требовала специального инструментария из кремня или мягкого камня. При обработке кости, вероятно, применялось нагревание, вымачивание и т.д. Орудия из кости разнообразны. Это острия, которые, возможно, служили наконечниками копий, гарпуны из рога оленей, различные шилья, проколки, иглы, булавки, лощила, тесла, мотыги, так называемые выпрямители или «жезлы начальников»[4]. Часто орудия из кости очень тщательно обработаны и украшены орнаментом. О назначении костяных орудий, например так называемых тесел или лопаточек и целого ряда других, достоверных знаний мы пока не имеем.
В верхнем палеолите появляются и широко распространяются украшения из кости животных и раковин моллюсков. Это ожерелья из бус, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков. Нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове верхнепалеолитический человек носил скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках – различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы и одежду.
Специфические следы работы на скребках, кожевенных ножах, лощилах, проколках, иглах свидетельствуют, что человек умел обрабатывать шкуры животных и изготовлял из них одежду. О шитой одежде свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях.
Особенно часто встречаются остатки головных уборов (или сложных причесок) как в погребениях, так и на женских скульптурах. Реконструируют два вида одежды. Один (на основании статуэтки из Бурети) позволяет реконструировать меховую одежду, в виде комбинезона шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Другая, более сложная одежда реконструируется О.Н. Бадером по погребению в Сунгире, по расположению низок бус и других украшений, нашитых на одежду. Так, сунгирьцы были одеты в плащи, заколотые крупными булавками. На них были штаны, обувь и т.д.
О духовной культуре верхнего палеолита исследователи судят по произведениям искусства и погребениям. Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почти одновременно появляются живопись. скульптура, гравюра, орнамент. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическое искусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональной окрашенностью, экспрессией. Особенно выразительны пещерная живопись, скульптура и гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом и декоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами были образ зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповые композиции, объединенные сюжетом, встречаются редко. Появилась возможность предварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещерная живопись встречается главным образом в Западной Европе – во Франции, Испании и Италии. На территории России пока известен лишь один памятник пещерного искусства – Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе более характерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) и геометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (Ближний Восток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.
Содержание палеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругом охотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологических представлений палеолитического человека. Большое место в творчестве палеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображения известны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образ прародительницы – хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий. В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусства зафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличие календаря и т.п.
Погребения говорят о разнообразном и сложном погребальном обряде. Об этом свидетельствуют характер могильных сооружений, поза покойников, присыпка их красной охрой, а также специально положенные в погребение предметы: костяные и каменные орудия, украшения. Встречаются иногда и парные погребения. Как правило, погребения располагались на стоянках. Групповые могильники неизвестны. Погребения верхнего палеолита свидетельствуют о проявлении заботы об умершем сородиче и об усложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений.
Археологический материал не дает оснований для выделения единого или единственного центра, в котором возник верхний палеолит. Большинство исследователей предполагают, что верхний палеолит произошел от местных мустьерских культур. Этот процесс происходил на разных территориях в близкое время, вероятно 38 – 40 тысяч лет назад. Наиболее древние культуры верхнего палеолита очень разнообразны и имеют иногда сходство с местными мустьерскими культурами, что свидетельствует о безусловной генетической связи между ними. Это относится к памятникам верхнего палеолита Ближнего Востока и Европы. На остальных территориях (Африка, Азия) верхний палеолит в традиционном понимании вообще не известен. Там в это время существуют культуры совершенно другого облика. Таким образом, вся ойкумена делится на две провинции: в одной из них – верхний палеолит со всеми его характерными проявлениями, в другой – верхний палеолит как археологическая эпоха не выражен.
2. Сунгирь – самая северная стоянка верхнего палеолита
2.1 История открытия стоянки
В процессе строительства нового кирпичного завода близ Владимира, в нескольких сотнях шагов от автотрассы на Горький, в 1955 году разрабатывался глиняный карьер. Экскаваторщик А.Ф. Начаров поднял ковшом с глубины около четырех метров вместе с глиной кости. Он собрал их и отнес их в краеведческий музей. Сотрудник музея Владислав Маслов сообщил о находке в Москву начальнику Среднерусской археологической экспедиции Николаю Николаевичу Воронину, который передал полученные сведения археологу, специалисту по изучению каменного века Отто Николаевичу Бадеру.
Археологическая экспедиция О.Н. Бадера начала свою работу на Сунгире в 1956 году. Интересно отметить, что Отто Николаевич жил не в городе, не в гостинице, а на месте раскопа, в одной из палаток. Десятки палаток были заняты сотрудниками экспедиции, преимущественно молодежью.
Под руководством Бадера было раскопано около пяти тысяч кв. метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7 – 3,5 метра, что соответствует области заселения, равной нескольким гектарам.
Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад (брянское межледниковье). Самая ранняя дата, полученная при анализе коллагена костной ткани из сунгирских погребений, – 26200±640, а самая поздняя – 19160±270. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет[5].
Численность людей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек.
Рядом, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней русской крепости 12‑го века, основанной на месте славяно-русского поселения 9‑го 11‑го веков над устьем оврага и излучиной Клязьмы.
Особенности материальной культуры обитателей Сунгирской стоянки указывают на её близость культуре одновременных поселений на Среднем Дону.
В 1964 году открыто погребение. Работы продолжались и в последующие годы, ныне они финансируются Государственным объединенным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
В настоящее время Сунгирь – это археологический памятник федерального значения, входит в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО[6].
2.2 Характеристика уклада жизни древнего человека на основе анализа археологических находок
2.2.1 Орудия труда и предметы культа
За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий груда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, долотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью.