Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Кафедра культурологии
Курсовая работа на тему:
«Сунгирь как самая северная стоянка палеолита. Связь с другими стоянками Востока и Запада»
Владимир 2007
Содержание
Введение
1. Верхний палеолит – археологическая характеристика
2. Сунгирь – самая северная стоянка верхнего палеолита
2.1 История открытия стоянки
2.2 Характеристика уклада жизни древнего человека на основе анализа археологических находок
2.2.1 Орудия труда и предметы культа
2.2.2 Погребения как отражение религиозных представлений древнего человека
2.3 Сунгирьский человек: антропологическая характеристика
2.4 Особенности жилища, одежды и занятий сунгирьцев
3. Палеолитические стоянки: связь культур
Заключение
Библиографический список
Введение
Стоянки верхнего палеолита залегают в разнообразных геолого-геоморфологических условиях: в долинах рек и на междуречьях, в равнинных и горных областях. Многие из них содержат культурные слои с остатками жилых сооружений, с многочисленными предметами из кремня, костей млекопитающих и т.п. На стоянках Костенковско-Борщевского района, в Сунгире, Мальте и других открыты уникальные погребения. На территории России известно более 1200 стоянок и местонахождений верхнего палеолита. Только в бассейне Днестра их свыше пятисот. Причем некоторые памятники имеют мировое значение. Среди них группа Молодовских стоянок (Днестр), группа Костенковско-Борщевских (Дон). Многие из стоянок многослойные. В Костенковско-Борщевском районе известно около 60 культурных слоев. С помощью этих памятников решаются многие проблемы верхнего палеолита. Так, на их базе А.Н. Рогачевым убедительно опровергнуты общепризнанные до 50‑х гг. XX в. представления о повсеместно однотипном развитии кремневой индустрии и стадиальном характере ее смены[1].
Во Владимирской области сейчас известны 3 поселения эпохи верхнего палеолита: Карачаровская стоянка под Муромом, стоянки Русаниха и Сунгирь в черте современного Владимира.
Наиболее известна стоянка Сунгирь, расположенная на восточной окраине Владимира, па высоком левом берегу р. Клязьмы, недалеко от устья впадающего в нес ручья Сунгирь. Это одно из самых северных верхнепалеолитических поселений на Русской равнине (на 120 км севернее Карачаровской стоянки)[2].
Сунгирьская стоянка является уникальным археологическим памятником, давшим исторической науке богатейшие сведения по культуре, образу жизни, религии древнего человека.
Объектом в данной курсовой работе выступает палеолитическая культура в целом, ее история и особенности. Предмет – верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, история ее открытия, результаты исследования, ее значение для науки и культуры.
Цель курсовой работы – изучить особенности палеолитической культуры на примере Сунгирьской стоянки.
Для выполнения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Кратко охарактеризовать общие особенности палеолитической культуры.
2. Рассмотреть историю открытия Сунгирьской стоянки.
3. Охарактеризовать находки, сделанные на стоянке.
4. Рассмотреть особенности образа жизни и религии жителей стоянки.
При написании курсовой работы были использованы различная литература и источники, что нашло отражение в библиографическом списке. Основными источниками выступали монографии таких известных исследователей, как О.Н. Бадер, В.Н. Гладилин, В.Н. Сукачев и Т.И. Алексеева. Также были использованы различные статьи из журналов и газет. В разделе «Литература» были использованы энциклопедии и словари (Большая Советская Энциклопедия, Археологический словарь, Географический словарь). Кроме того были задействованы Интернет-ресурсы.
1. Верхний палеолит – археологическая характеристика
Верхний палеолит – единая археологическая эпоха. На всем ее протяжении люди добывали средства существования также охотой и собирательством. Орудия изготовляли из камня, кости и дерева.
С социологической точки зрения это эпоха становления и развития первобытнообщинного и, по мнению большинства исследователей, родового строя. От предшествующих эпох верхний палеолит отличается кремневым и костяным инвентарем. На археологическом материале еще невозможно проследить принципиальные отличия между образом жизни и общественной организацией мустьерцев (мустье – эпоха среднего палеолита)[3] и людей верхнего палеолита. Основное занятие людей этих эпох – охота и собирательство. Почти все технологические приемы обработки кремневых орудий известны уже в мустье. Типы кремневых орудий в мустье достаточно разнообразны и содержат ряд верхнепалеолитических форм. Не отличаются резко общественные отношения мустье и верхнего палеолита, характер их поселений, а также первые проявления духовной жизни (погребения, зачатки искусства).
О связях между ними свидетельствует преемственность между локальными мустьерскими и верхнепалеолитическими культурами. Вместе с тем верхний палеолит имеет ряд прогрессивных особенностей, отражающих развитие культуры человека.
Знания о жизни палеолитического человека исследователи черпают из изучения его поселений, на которых сохраняются кремневые и костяные орудия, кости животных, очаги, остатки жилых сооружений и др. Если от предшествующих эпох до нас дошло очень мало остатков жилищ, то от верхнего палеолита их сохранилось много. Одни из них наземные, другие – углубленные. Жилища различаются по размерам, форме и материалу, применявшемуся для их сооружения. В одних случаях жилища строились с применением большого количества костей мамонта, в других – рогов северного оленя, в третьих – камней и каменных плит. Жилища различаются по планировке и конструктивным особенностям. Часто на одной стоянке обнаруживают несколько жилищ, что позволяет рассматривать стоянку как поселок. На некоторых стоянках исследователи выделяют комплексы, состоящие из жилищ и связанных с ними мастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, имелись очаги под открытым небом и хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно, образовывало сплоченную производственную организацию – род или общину. Если на стоянке находится несколько жилищ с очагами или группами очагов внутри длинного жилища, то, по мнению некоторых авторов, можно говорить о семьях внутри общины. Для определения длительности обитания человека на той или иной стоянке привлекаются данные как палеоэкономические, палеодемографические, а также палеогеографические и палеонтологические. Используются также и этнографические материалы. Несмотря на то что многое в этом вопросе неясно, исследователи обычно говорят о преобладании относительной оседлости у палеолитических охотников.
На стоянках находят большое количество разбитых костей животных. Это свидетельствует о том, что охота была основной отраслью хозяйства. По остаткам скелета животных мы узнаем виды, на которых охотился человек. Такими животными были мамонт, шерстистый носорог, лошадь, северный олень, бизон, а из хищников – волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец; из грызунов – заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и еще реже – рыб. Иногда обнаруживают целые скелеты песцов и волков. Это позволяет предположить, что на них охотились ради меха. Прослеживается избирательность охоты на то или другое животное, а иногда отмечается, что охотники предпочитали молодых животных.
Реконструируются способы охоты при помощи ловчих ям, загонов или облав в горных условиях, например, или засады у водопоев. Вероятнее всего, в то время уже использовались ловушки. Лишь немногие из кремневых орудий могли применяться как охотничьи. Таким образом, наличие кремневого инвентаря еще не доказательство охотничьей специализации стоянки.
Обычно охотничьими орудиями считаются листовидные наконечники с боковой выемкой и другие формы острий. Костяные наконечники метательных орудий (копий и гарпунов) обнаружены на ряде стоянок. Это ориньякские наконечники с расщепленным основанием и мадленские гарпуны. В других случаях изготовлялись вкладышевые наконечники: в паз костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки. В некоторых стоянках Франции известна копьеметалка. В верхнем палеолите, возможно, были изобретены лук и стрелы. При таком охотничьем вооружении человек мог обеспечить себя добычей, лишь действуя коллективно и хорошо зная повадки животных. Охота верхнепалеолитического человека дополнялась собирательством плодов и корней съедобных растений. Ряд исследователей предполагают, что в это время происходит одомашнивание волка.
Охота обеспечивала людей пищей, одеждой, давала очень важное сырье – кость. Кость использовалась для изготовления орудий, строительства жилищ и, наконец, что также немаловажно, кость служила топливом.
Каменные орудия и техника их изготовления. По наличию призматического нуклеуса верхний палеолит отличается от предшествующих эпох с их дисковидными нуклеусами. Хотя приемы вторичной обработки кремня – различные типы ретуши, резцовый скол и т.п. – были известны и в предшествующие эпохи, однако в верхнем палеолите они использовались по-другому и для создания других форм орудий.
Разнообразием форм орудий верхний палеолит богаче всех предшествующих эпох. В этот период сохранились старые типы орудий и было создано много новых. В верхнем палеолите существуют такие известные ранее категории, как зубчато – выемчатые орудия, скребла, остроконечники, скребки высоких форм, резцы. Роль некоторых орудий увеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла, остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Основная же черта, отличающая кремневый инвентарь верхнего палеолита, – разнообразие и богатство каменных орудий: свыше ста разновидностей. Разнообразие кремневого инвентаря сочетается со значительной устойчивостью форм и определенной их стандартизацией. Характерная особенность верхнего палеолита – относительно быстрое изменение форм орудий внутри отдельных культур, что не свойственно эпохе мустье.