Смекни!
smekni.com

Сценарий как программа художественно-педагогического воздействия на аудиторию (стр. 6 из 8)

В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия сценарного материала участники коллектива воспринимают идеи в виде образов и понятий, осуществляют мыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различными группами участников художественных коллективов является необходимым первичным условием воспитания и развития личности. [11]

Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у участников, которые являются носителями и распространителями художественной культуры.

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования художественного коллектива.

Существует два типа интересов – социальные и коллективные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, он становится ее потребителем и в это своем качестве проявляется через коллективные (групповые) интересы. Специалисты и руководители театральных коллективов без овладения мастерством работы с коллективом не могут выполнить своей основной задачи – влиять на сознание участников.

Отношения художественного коллектива с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для участников художественного коллектива ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Коллектив, следовательно, не может рассматриваться как сумма разобщенных индивидов. Он живет своей жизнью, и, чтобы управлять им, нужно знать, какими качествами он характеризуется, каковы его отличительные черты.

Личность воспринимает информацию, основываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию.

Чтобы информация была воспринята и усвоена, она должна представлять для коллектива определенную ценность, затрагивать личные, порой эгоистичные интересы каждого. Коллектив охотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность может высказать свое суждение, касающееся ее непосредственно. Предрасположенность характеризует эмоциональное отношение коллектива к подаче информации, как она будет затем оценена залом, аудиторией.

В то же время было бы ошибкой ставить предрасположение в прямую зависимость от осведомленности коллектива. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если личность не готова к глубокому пониманию. Информация приобретает ценностное значение лишь в том случае, если она затрагивает интересы данного коллектива. Личность сознательно или несознательно ищет ту информацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идет в разрез с ее интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство личности – это ее активность. Она проявляется в волевых качествах коллектива, обладает определенной самостоятельностью, своим поведением коллектив выражает свою волю. Коллектив, таким образом, характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью, активностью. [16]

Коллектив может быть спокойным и возбужденным, заинтересованным и равнодушным, благожелательным и неприветливым, доверчивым и настороженным. Нет состояния вообще – вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Нельзя говорить о равнодушии участников художественных коллективов безотносительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Не пользующаяся популярностью тема спектакля сегодня, завтра может привлечь к себе внимание коллектива. Переменчивость состояния коллектива обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание коллектива, каким бы оно полным не было.

Состояние коллектива можно классифицировать по следующим типам:

- состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность участников; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.;

- состояние заинтересованности, которые связаны, прежде всего, с характером предрасположений коллектива, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее актуальности, способам ее подачи;

- состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов коллектива.

Умение руководителей художественных коллективов не только учитывать состояние коллектива, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в процессе воспитания и развития личности в условиях художественного коллектива.

Естественно, что различные коллективы требуют от руководителей и специалистов выбора различных тактических и стратегических приемов.

Таким образом, оптимизация процесса восприятия сценария возможна при условии углубленного анализа содержания всех направлений художественной деятельности с учетом психологии восприятия их коллективом. Лишь в этом случае механизм восприятия художественной информации участниками художественного коллектива можно будет рассматривать как единый коммуникативный процесс, составляющий основу воспитания личности в условиях художественного коллектива.

3.2. Нравственно-психологическое воздействие сценария театрализованного представления на социальный стереотип молодежи

Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что же такое социальные стереотипы. Это важно сделать, так как такие термины, как стереотип, предрассудок, дискриминация, расизм, сексизм, эйджизм во многом пересекаются. По большому счету каждый из приведенных терминов предполагает некую негативную оценку какой-либо группы или индивида - в этом состоит некоторое сходство этих терминов и соответственно явлений.

Однако немаловажно заметить, что наряду со сходством, данные термины и стоящие за ними явления имеют ряд специфических отличий, нюансов, в которых следует получше разобраться, дабы не возникало путаницы и дабы предмет стал более ясен.

Итак, «Социальный стереотип - (от греч. stereos - твердый, typos - отпечаток) - устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде.»[10]

В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г. Олпорта: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан»

«Стереотип - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации"

То есть из данных выше определений можно видеть, что стереотип - это нечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно - это значит во многом обобщать. Кроме того, важно заметить, что стереотип - это понятие более широкое, чем, скажем, предрассудок.

Можно выделить 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

Стереотипизирование — результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане консервативны, немцы - педантичны).

Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отборе (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятна информация, а об аутгруппе — наиболее неблагоприятная).

Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды, невольно пытаются подтвердить эти ожидания.

Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные ее стереотипами.)

Главные выводы исследований в области социального стереотипа представим в виде следующих шести положений:

1)Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени.

3)Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, не этот процесс происходит крайне медленно. [16]

4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными когда возникает социальная напряженность между группами.

5)0ни усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

6)Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

Народное художественное творчество оказывает определенное воздействие на ломку стереотипов, их нравственно-психологическое оздоровление. Народное художественное творчество, как и любое художественное творчество, обладая массивом художественно-эстетической информации пытается разрушить устоявшиеся нормы поведения современной молодежи. Да, на первый взгляд это нелегко, так как сформировавшиеся установки стереотипизированного поведения молодежи оказываются настолько осознанными и «своими», что принимать какую то ни было информацию данная категория не способна, но данный факт и не утверждает, что художественное восприятие народного художественного творчества не окажет никакого значения.