Вдоль русла сухого ручья обычно сажают молодило (Sempervivum), тимьян (Thymus), а также кусты барбариса, к примеру Тунберга «Ауреа» (Berberis thunbergii «Aurea») с лимонно-желтыми листьями, осенью желто-оранжевыми.
6.4.Растения для групповых композиций для японского сада
- Вишня войлочная (Cerasus tomentosa)
- Яблоня краснолистная (Malus hybrida)
- Ель обыкновенная (Picea abies) «Nidifomis», хвоя светло-зеленая. Ее высаживают также среди камней и возле водоемов.
- Лиственница японская с необычной хвоей и шишечками в виде розочек. Осенью остается зеленой дольше наших лиственниц. Ее высаживают как в каменистых садах, так и возле водоемов и водопадов.
6.5. Одиночные растения для японского сада
- Сосна горная «Мини Мопс» (Pinus mugo «Mini Mops»)
- Сосна горная «Мопс» (Pinus mugo «Mops»)
- Сосна веймутова «Радиата» (Pinus strobes «Radiata»)
- Можжевельник казацкий (Juniperus Sabina «Variegata»)
6.6.Любимые растения японского сада
- Рододендрон малый (Rhododendron minus), вечнозеленый кустарник, цветет в июле фиолетово-розовыми цветками.
- Пион древовидный «Барон д’Алес» (Paeonia ardorea «Baronne d’Ales»), цветки светло-розовые, махровые .
- Пион древовидный «Бланш де Хис» (Раеonia arborea «Blanche de His»), цветки розовато-белые, махровые.
Сорта хризантем (Chrysanthemum coreanum):
- «Александрит» - желто-розовый, цветет с августа до середины сентября;
- «Зарница» - красно-коричневый, цветет с середины сентября до заморозков;
- «Кружевница» - коричнево-белый, цветет с середины августа по сентябрь;
- «Лучезарный» - ярко-желтый, цветет с сентября до заморозков.
У горного озера, окруженного высокими скалами, помещают вечнозеленые кустарники:
- Спирея японская «Литл Принцесса» (Spirea japonica «Little Princess»), листья зеленые, осенью - желтые, желто-оранжевые. Цветет в июне-июле, цветки розово-красные, крона шаровидная;
- Форзиция яйцевидная «Тетраголд» (Forsythia ovata «Tetragold»);
- Форзиция промежуточная «Гольдзаубер» (Forsythia intermedia «Goldzauber»), листья от темно-зеленых до бледно-фиолетовых, цветет в апреле-мае, цветки фиолетовые, золотисто-желтые.
Возле водоема красиво отражаются в воде:
- Ирис гладкий (Iris laevigata) - фиолетово-голубой, сорт «Herald Blue»;
- Ирис сибирский (Iris sibirica) - чисто-голубой, сорт «Herald Blue»;
- Ирис аировидный, или водный (Iris pseudocorus), - сорт «Berlin Tiger» с тигровой окраской;
- Хоста Зибольда (Hosta sieboldiana) - сорт «Элеганс» с голубовато-зелеными листьями;
- Хоста Форчуна (Hosta fortune), листья широколанцетные с белой каймой по краю. Хосту с папоротниками уместно посадить в расщелинах камней, чтобы скрыть неприглядные места после отмирания листвы.
Самым неприхотливым папоротником считается вудсия эльбская (Woodsia ilvensis), а наиболее красивым - адиантум стоповидный (Adiantum pedatum), или девичий волос. Его ажурные вайи колышутся от малейшего дуновения ветра.
У пруда великолепно смотрятся:
- Ива козья плакучая (Salix caprea «Pendula»);
- Ива Зильберглянц (Salix caprea f. Silberglanz) с зеленовато-серой корой.
6.7.Растения для групп камней
- Кипарисовик горохоплодный «Филифера Ауреа нана» (Chamaecyparis pusufera «Filifer Aurea Nana»), хвоя золотисто-желтая, сохраняет окраску зимой.
- Можжевельник горизонтальный «Андорра компакт» (Junipera horisontalis «Andorra Compact»), хвоя серо-зеленая.
- Можжевельник чешуйчатый «Блю Карпет» (Juniperus squamato «Blue Carpet»), хвоя серо-голубая.
6.8.Архитектурные элементы японского сада
Японский стиль сада допускает применение таких декоративных элементов, как каменный фонарь, мостик, плетень из бамбука. Около мостов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или большими деревьями, размещают каменные пагоды.
В саду для чайных церемоний обязательно присутствует цукубаи - каменная чаша с водой, в которой традиционно мыли руки. Обычно ее устанавливают на площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, где также размещают каменный фонарь, который особенно эффектно смотрится вечером около папоротников. В таком саду хочется отдыхать, размышляя о прекрасном за чашкой зеленого чая.
Хотя настоящие японские сады есть только в Японии, Россия тоже имеет свой профессиональный японский сад. Он расположен в Главном ботаническом саду Российской академии наук в Москве. Японский сад сооружен в 1987 году по проекту выдающегося японского ландшафтного архитектора Кена Накадзимы, при участии архитектора Такео Адачи, проектировавшего все павильоны и мосты в саду.
Кен Накадзима строил японские сады во многих странах мира — в Австралии, США, Канаде, Франции, Омане, Монголии и др.
В Японском саду устраиваются выставки и традиционная чайная церемония. Сад освещал синтоистский священник–каннуси.
Японский сад — это модель буддийского рая, и законы созидания таких объектов имеют полуторатысячелетнюю историю. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них большое количество символических элементов, многие из которых взяты из буддистской и даосской религии и философии. Здесь представлены некоторые из них: каменная пагода, каменные фонари, чаша Цукубай, чайный дом, вода, камни, Сакура.
Привезена из Японии. Ей около 200 лет. Пагода является композиционным центром Японского сада — символ буддийского храма. Число «тринадцать» имеет очень важное значение: это число областей обитания будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм).
Каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, вероятно, прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых китайские императоры приносили жертву небу.
Фонарь Юкими–Торо имеет плоскую широкую крышу. Юкими–Торо — «фонарь любования снегом».
Фонарь Орибе–торо имеет барельеф в нижней части ножки.
Цукубай — ритуальная чаша для омовения рук. Развитие формы чаши шло по двум основным направлениям. Вероятно, в древней Японии, камни с естественным углублением посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище.
Впоследствии эта традиция была перенесена и к буддистским храмам, поскольку сама процедура лить воду на руки, означала в буддийских практиках завершение какого–либо дела. Природных камней не могло быть много, и при широком использовании, возникла необходимость их изготовления.
Круглая форма окна символизирует луну. Круглые формы весьма широко используются в садовой архитектуре. Круглая форма входа или полукруг арки моста симвозирует солнце.
Настоящий чайный дом Соан («травяной дом») мал — от двух до четырех с половиной татами. Татами — соломенная циновка, обшитая темной каймой со стандартным размером 180x90 см. Размещение окна рассчитано не только для вентиляции помещения, или для смягчения однообразия стены, но и для создания правильной игры света и тени в период совершения самого чайного действа.
Гость попадает в чайный дом через низкий лаз, высотой всего 72 сантиметра, оставляя обувь на большом плоском камне «куцунуги», который в свою очередь является, который в свою очередь является переходным элементом между плоскостью дорожки и открывающимся пространством чайного дома.
Конструкция входа вынуждает гостя склонить голову, проникая в чайную комнату. Первый взгляд на убранство помещения — с уровня колен при наклоненной голове — визуально увеличивает внутренний объем чайной комнаты. Необходимость склонить голову напоминает о смирении, присущем состоянию, необходимому для погружения в действо.
В одном из углов (запад) чайной комнаты находится очаг, где греется вода для чая. Восточное татами предназначено для гостей. У чайного домика есть и другой, высокий, вход. Он предназначен для выхода гостей и для входа к гостям мастера. Чайный дом, по первоначальному своему замыслу, должен быть изолированным местом, где участники церемонии очищают свою душу и мысли от мирских забот. Такой зоной своеобразного очишения при перемещении от суеты внешнего мира в мир чая, служит сад, где гости отдыхают и ждут приглашения хозяина к началу церемонии.
Вода для человека равноценна понятию «жизнь». Поэтому не удивительно, что, являясь символом очищения во все времена и у всех народов, она обязательно присутствует и в садах. Вода присутствует в садах не только в виде водных пространств, но еще и в виде небольших речек, горных ручьев или небольших водопадов, питающих водоемы.
Камни
Японцы, в отличие от европейцев считают, что высшим творением природы является не человек, а камень и через камень можно передать всю информацию о мире.
Камни используются для создания композиций в водоемах и обрамления берегов, для дорожек и как пешеходный трап через водный поток, мелким светлым гравием покрываются большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено и построено и т.п. Любой японский сад — это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании.
Основной принцип сбалансированных каменных композиций основывается на выборе центрального (главного) камня сюсеки, первого подчиненного камня фукусеки и второго подчиненного камня киакусеки. Эти три камня должны представлять в итоге некий соразмерный (сомасштабный) треугольник. Это не означает, что каждая из множества каменных композиций сада будет представлять собой Буддийскую триаду, просто все они основаны на том же принципе и часто используют форму сомасштабного треугольника.