Исполняется музыкальное сопровождение № 7
На 1—4-й такты все девушки, повернувшись лицом к зрителям и взяв обеими руками платок за два противоположных конца, небольшими шагами (один шаг на каждую четверть такта) идут, начиная с правой ноги, на передний план сиены и постепенно расходятся в стороны, как показано на рисунке 17. При этом они исполняют следующие движения:
На 1-й такт делают два шага вперед, руки с платками прикладывают к груди, локти приподнимают.
На 2-й такт плавно переводят руки вправо-вперед, подняв правую руку немного выше левой и глядя на руки.
На 3-й такт они снова прикладывают руки к груди.
На 4-й такт, продолжая идти вперед, девушки раскрывают руки влево-вперед, подняв левую руку выше правой и глядя па руки.
На 5—6-й такты девушки повторяют движения 1—2-го тактов.
На 7—8-й такты, продолжая идти вперед, девушки переводят руки вправо и описывают ими большой круг через верх, против движения часовой стрелки, держа платок на вытянутых руках.
На 9—13-й такты, отведя руки влево (левая рука открыта в сторону — на уровне плеча, а правая — с платком — согнута в локте перед грудью), девушки кружатся на месте вправо, делая четверть поворота на каждую четверть такта: на «раз» — шаг правой ногой, на «и» левая приставляется к правой, на полупальцы и т. д. В это время из-за третьих кулис выходят юноши, по шесть человек с каждой стороны, и, разделившись по трое, сзади подходят простыми шагами к девушкам.
На 14—17-й такты девушки исполняют следующее: взмахнув щетками (на счет «раз» 14-го такта) и не опуская рук, быстро кружатся, делая полуповороты вправо.
Одновременно, на 14-й такт, юноши, вступая в пляску, идут «гуськом» по трое между стоящими по линиям девушками (рис. 18). Идут юноши «русским переменным шагом» (движение №1), начиная с правой ноги, отведя обе руки вправо.
На 15-й такт юноши продолжают идти тем же шагом, начиная с левой ноги, отведя руки влево.
На 16-17-й такты повторяются движения 14-15-го тактов.
На 18-й такт, поравнявшись с девушками и глядя на них, юноши,
положив руки на пояс, заканчивают движение, притопнув правой и левой ногой.
Исполняется быстро и весело вторая часть музыки («Улица широкая»).
Проигрывается музыкальное сопровождение №1
На 1—3-й такты танцующие исполняют следующее:
На первую четверть 1-го такта девушки повертываются правым плечом к зрителям, а юноши — лицом к девушкам, левым плечом к зрителям.
Затем девушки небольшими шагами (один шаг на каждую четверть такта), на низких полупальцах, начиная с правой ноги, отходят (спиной по направлению движения) к правым кулисам; руки раскрыты в стороны ниже уровня пояса.
Юноши, тоже раскрыв руки в стороны, идут, «наступая» на девушек, простыми шаркающими шагами, начиная с правой ноги (один шаг на каждую четверть такта).
На 4—6-й такты движение продолжается, но теперь девушки идут, «наступая» на юношей, которые отходят (спиной по направлению движения) к левым кулисам, задерживая при каждом шаге ногу впереди на каблуке.
На повторение 1—6-го тактов все танцующие еще раз исполняют движения 1—6-го тактов и заканчивают эти движения, притопнув правой ногой и повернувшись лицом к зрителям.
На 7—12-й такты все девушки и юноши, положив руки на пояс, исполняют «шаг в сторону с приседанием» (движение № 3), причем девушки приседают слегка и продвигаются влево, повернув голову направо, а юноши идут вправо, повернув голову налево. Расположение линий танцующих показано на рисуике 19: линия девушек, за ней линия юношей, опять линия девушек, за ней вторая линия юношей и т. д.
На вторую четверть 12-го такта юноши заканчивают движение, отставляя левую ногу в сторону на каблук и слегка присев на правой ноге. Девушки заканчивают движение, притопнув правой ногой.
На повторение 7—12-го тактов движение исполняется еще раз, но с другой ноги и в обратную сторону, и заканчивается на последнюю чет-
верть 12-го такта на первоначальных местах: юноши притопывают правой ногой, а девушки — левой.
Исполняется музыкальное сопровождение № 2
На 1—6-й такты юноши (тройками, как при вступлении в общую пляску) повертываются левым плечом к зрителям, поднимают соединенные руки, образуя «воротца», и, стоя на месте, притопывают правой ногой на счет «раз» каждого такта.
Одновременно девушки, взявшись за руки (четверками) и наклонив корпус, «русским переменным шагом» (движений № 1) «змейкой» обходят юношей (рис. 20), проходя в каждые «воротца» и направляясь в глубину сцены.
На повторение 1—4-го тактов юноши, не опуская рук, продолжают притопывать на месте правой ногой.
Одновременно четверки девушек, держась за руки, идут на передний план сиены «русским переменным шагом» (движение № 1) и приходят на свои места.
На повторение 5—6-го тактов все танцующие, положив руки на пояс, кружатся в правую сторону на правой ноге, приставляя на каждую четверть такта левую ногу на полупальцы к правой (чуть позади). Продолжая кружиться, танцующие расходятся на два круга (чередуясь: девушка, юноша, девушка, юноша и т. д.). В центре каждого круга остается по две девушки.
На 7—12-й такты исполнители в пищик «ругах, держась за руки, идут
русским переменным шагом» (движение № 1): на правой стороне сцены -по ходу часовой стрелки, на левой — в обратную сторону. Девушки, находящиеся в центре одного и другого кругов, подняв соединенные руки вверх, кружатся в стороны, противоположные движению их кругов (рис. 21).
На повторение 7—11-го тактов танцующие продолжают то же движение.
На повторение 12-го такта оба круга разрываются, и танцующие начинают выстраиваться в большой полукруг.
Исполняется музыкальное сопровождение № 3
На 1—3-й такты все танцующие, двигаясь «русским переменным шагом», образуют один большой полукруг. На середину сцены из полукруга выбегает юноша, который приглашает других на пляску: на каждый такт он делает два сильных притопа и, чуть наклонил корпус, размахивает руками (как бы подзывая товарищей).
В это же время оставшиеся ни своих местах четыре девушки (те, что танцевали парами в центрах кругов), обхватив друг друга руками за талию (за спиной), парами отходят по диагоналям к углам переднего плана—одна пара направо, другая налево, исполняя «боковое припадание» (движение № 4).
На 4—6-й такты юноша исполняет «ключ с хлопками» (движении№ 5), а четыре девушки — все так же парами, не разъединяя рук, - отходят, кружась, в глубину сцены и присоединяются к остальным танцующим.
На повторение 1—3-го тактов юноша-солист (спиной по направлению движения) отходит в полукруг. На смену ему с разных концов полукруга выходят двое юношей. Раскрыв руки в стороны, «русским переменным шагом» (движение № 1) идут они по полукругу к девушкам, которые стоят первыми на противоположных концах полукруга.
На повторение 4—6-го тактов юноши, раскрыв руки в стороны, исполняют перед девушками «ключ с поворотом» (движение № 6).
На 7—12-й такты и их повторение девушки, стоящие первыми на концах полукруга, взглянув на юношей, поднимают правые руки и, размахивая платочками вправо и влево, «девичьим плавным шагом» идут 1п переднему плану сцены навстречу одна другой. Одновременно юноши очень задорно исполняют движение №7 («шаг с хлопками по голенищу»), сопровождая девушек до середины сцены (рис. 22).
В это же время (на 7—12-й такты с повторением) все остальные Девушки и юноши исполняют «гармошку» (движение № 8), причем девушки держат платки за концы (наискосок) па уровне груди и, сохраняя построение полукругом, двигаются вправо, а юноши, положив руки на пояс, двигаются влево.
Исполняется музыкальное сопровождение №4
На 1—6-й такты, повстречавшись на середине сцены, девушки-солистки, продолжая размахивать платочками, идут движением № 2 дальше, меняясь местами, а юноши, также поменявшись местами, еще задорнее исполняют (каждый перед девушкой своей пары) «прыжки с хлопками по голенищу» (движение № 9).
На повторение 1—6-го тактов двое юношей и две девушки, продолжая исполнять те же движения, подходят ближе к краям полукруга и присоединяются к остальным танцующим.
Одновременно из середины полукруга танцующих выходят еще две девушки и двое юношей (вторые пары солистов).
Девушки, держа платки (одна — в правой, другая — в левой руке) и играя ими, «плывут», «девичьим плавным шагом» (движение №2) вперед до середины плана сцены. Юноши исполняя « прыжки с хлопками» (движение №10), идут рядом с девушками (между ними).
Остальные, сохраняя построение полукругом, на повторение 1- 6 –го тактов исполняют «гармошку» (движение №8), двигаясь в противоположные стороны.
На 7 – 12-й такты и их и повторение юноши-солисты исполняют « присядку-разножку с хлопками» (движение №11),все время поворачиваясь к своей партнерше, а та (движение №2) идет вокруг юноши.
Все остальные исполнители хлопают в ладоши на счет «раз» каждого такта.
Исполняется музыкальное сопровождение №5
На 1-6-й такты и их повторение девушки-солистки (движение №2) расходятся по сторонам, возвращаясь в полукруг. Юноши идут за девушками, исполняя (движение №12), а при повторении 5-6-го тактов, притопнув двумя ногами перед девушками, возвращаются в полукруг и встают за девушками.
На 7-9-й такты с правой стороны круга (движение №1) выходит девушка, направляется к третьей от нее девушки и приглашает ее на танец. С левой стороны полукруга, исполняя(движение №13), так же делает юноша.