Смекни!
smekni.com

Сюрреализм (стр. 7 из 8)

Годом позже, во Дворце изящных искусств в Брюсселе состоялась первая большая ретроспективная выставка картин Магритта. За ней последовали выставки в Лондоне, Нью-Йорке, Риме, Париже, а уже в 1956 году Магритт был удостоен Премии Гугенхайма.

Не исчез интерес к творчеству Магритта и в шестидесятые годы, о чем говорят большие ретроспективные выставки в Музеях современного искусства в Далласе (1960) и Нью-Йорке (1965), а также выставка в музее в
Роттердаме (1967), ставшая последней прижизненной экспозицией художника.
Таким образом, можно сказать, что вклад этого самобытного мастера в искусство XX века невозможно переоценить, как и невозможно представить сюрреализм без его живописи, и работы, созданные им, продолжают находить своих зрителей и поклонников и в наше время, а это значит, что его творчество до сих пор востребовано.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, нам хотелось бы сказать, что сюрреализм занимает в русле авангарда особое место. Именно ему было суждено оказать самое сильное влияние на все искусство XX века, именно он пошел дальше других авангардных школ в сопоставлении казалось бы несопоставимого, в соединении разнородных качеств, сближении принципиально чуждого.

Именно сюрреализм, по сути, первым в полный голос заговорил о значимости мира подсознания, столь же непознаваемого, как и внешний мир, но еще более привлекательного, чарующе-загадочного. И если, согласно сюрреалистическим манифестам, иррациональное ценно само по себе, то в художественной практике тонко прочерчивались переходы от иррационального к рациональному, намечались моменты познания скрытых закономерностей мира с помощью механизма интуиции.

Может быть, многие не согласятся с нами в том аспекте, что, не смотря на всю свою неординарность и эпатажность, сюрреализм по своей сути является очень глубоким искусством. Как правило, бытует мнение, что данная школа представляет собой некий абсурд или вообще не является искусством в принципе, что художники, будучи неспособными сотворить нечто действительно масштабное и феноменальное, начинают рисовать все, что придет им в голову, а манифест сюрреализма, провозгласивший эру нового искусства – лишь прикрытие их абсолютной бесталантности.

В противовес этому мнению, мы можем привести тот факт, что практически все наиболее известные последователи данного течения окончили высшие учебные заведения, а, следовательно, обладали и всеми принципами правильного построения произведения. Кроме того, еще П. Сезанн заметил: «если невидимые энергии – физические и духовные – важнее неподвижной натуры, значит, живописец, в принципе, может писать не только красками, но чем угодно и как угодно»[94]. И в данном аспекте мы с ним абсолютно согласны. На наш взгляд, при оценке данного направления следует обязательно учитывать и исторические события, сопутствовавшие развитию данного течения. Ведь не случайно пик творчества сюрреалистов приходится на начало 20-х – конец 30-х годов – период между двумя войнами, а уже после Второй Мировой войны хотя и продолжает свое существование, все же идет на спад. Ведь не случайно все мастера хором в своих воспоминаниях пишут о войне, и даже Бретон говорит, что «Сюрреализм может быть исторически понят лишь в соответствии с войной, с которой он начинается, и к которой возвращается»[95]. Ведь не случайно подобные тенденции просматриваются и в русском искусстве XX века. Быть может, это именно мы не способны поставить себя на место самих художников и постараться осмыслить все то, что они нам пытаются сказать, отмахиваясь от их работ и даже не пытаясь вникнуть в суть идеи?

Нам кажется, что поскольку способность услышать переплетение расположенных рядом лексических или живописных единиц очень неоднозначна - у одних она ограничена, у других сильно развита, то эту закономерность также необходимо иметь в виду, обобщая вклад сюрреализма. Сюрреализм развивал именно метод сопоставлений, раскрывая способности человеческого интеллекта. Иначе, выражаясь словами Альфреда Жарри можно сказать, что «Рассказ о понятных вещах угнетает ум и портит память, в то время как абсурд упражняет ум и тренирует память»[96].

Лично на наш взгляд, творчество сюрреалистов честно занимает свое место в истории мирового искусства не просто как хронологический период, а как искусство, подарившее миру особое творчество и уникальных мастеров. И именно поэтому в наше время, когда парапсихологические явления введены в сферу науки и начинают получать объяснение, роль новаторских решений сюрреализма предстает особенно отчетливо. По существу, все последующее развитие зарубежного искусства учитывало именно опыт сюрреализма: ошеломляющая метафора ставшая эмблемой этого направления, свободная дерзкая ассоциативность и были в основном восприняты мировым искусством и последующими поколениями.

«Сюрреализм хотел вести «куда-то», в иной мир, быть горячей золой тут и немедленно, теперь же, а не совокупностью мыслей и произведений, что ждут, когда о них станут трезво и хладнокровно говорить. Сюрреализм полностью был тем, чем хотел быть, поскольку нельзя прикоснуться к нему, не почувствовав его пламени, если только не протягивать к нему мертвые руки. Он не мог не стать главой истории, моментом культуры. Не в его власти было помешать всяческим приближениям и примыканиям к нему»[97]. Эти слова Г. Пикона очень точно отражают нашу позицию - невозможно понять искусство, которое не хочешь понимать.

И в заключение хотелось бы привести слова М. Хайдеггера, который не менее точно подметил: «Ни одна эпоха не знала о человеке так много и столько разнообразного, как наша. И вместе с тем, ни одна эпоха не знала меньше нашей, что такое человек»[98].


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Диль Г. М. Эрнст.- М., 1995. 96 с.

Литература:

1. Батракова С. П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века.- М.,2002. 215 с.;

2. Всеобщая история искусств. Искусство XX века. Т.6. кн.1/Под ред. Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского.- М., 1965. с. 94-95;

3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М.,2002. с. 339-343;

4. Ноэль Б. Магритт.- М.,1995. 96 с.;

5. Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на полотне.- М., 2002. 96 с.;

6. Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939.- М., 1995. 216 с.;

7. Р. Магритт. Живопись. Графика/Авт.-сост. Л.А. Дьяков.- М.,1998. 64 с.;

8. Сюрреализм. Энциклопедия/Авт.-сост. И.Г. Мосин.- Спб., 2005. 320 с.;

9. Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоящегося в Институте мировой литературы/Под ред. С.А. Исаева, Т.В. Балашовой, Ж. Шенье-Жандрон, Е.Д. Гальцевой.- М., 1999. 190 с.;

10. Швинглхурст Э. Сюрреалисты.- М., 1998. 80 с.;

11. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм.- М., 2002. 416 с.;

12. Энциклопедия искусства XX века/Авт.-сост. О.Б. Краснова.- М., 2003. с. 205-301.


[1] Сюрреализм и авангард. С. 6

[2] Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм.- М., 2002.

[3] Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 192

[4] Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 11

[5] Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 159

[6] Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. С. 191

[7]Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоящегося в Институте мировой литературы/Под ред. С.А. Исаева, Т.В. Балашовой, Ж. Шенье-Жандрон, Е.Д. Гальцевой.- М., 1999.

[8] Дубинин С. Сюрреализм в контексте авангарда: критерии черного юмора // Сюрреализм и авангард. С. 55

[9] Шенье-Жандрон Ж. Понятие поэтического субъекта в творчестве сюрреалистов и авангардистов. Проблемы методологии // Сюрреализм и авангард. С. 21

[10] Балашова Т. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард. С. 25

[11] Балашова Т. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард. С. 27

[12] Базилевский А. деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма// Сюрреализм и авангард. С. 34

[13] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939.- М., 1995.

[14]Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 5

[15] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 39

[16] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 37

[17] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 71

[18] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 26

[19] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 5

[20] Швинглхурст Э. Сюрреалисты.- М., 1998.

[21] Швинглхурст Э. Сюрреалисты. С. 5

[22] Сюрреализм. Энциклопедия/Авт.-сост. И.Г. Мосин.- Спб., 2005.

[23]Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.- М.,2002.

[24]Диль Г. М. Эрнст.- М., 1995.

[25] Диль Г. М. Эрнст. С. 5

[26] Диль Г. М. Эрнст. С. 8

[27] Диль Г. М. Эрнст. С. 13

[28] Диль Г. М. Эрнст. С. 86

[29] Диль Г. М. Эрнст. С. 90

[30]Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на полотне.- М., 2002.

[31] Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на полотне. С. 89

[32] Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на полотне. С. 62

[33] Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на полотне. С. 25

[34] Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на полотне. С. 85

[35] Ноэль Б. Магритт.- М.,1995.

[36] Ноэль Б. Магритт. С. 29

[37] Ноэль Б. Магритт. С. 89

[38] Р. Магритт. Живопись. Графика/Авт.-сост. Л.А. Дьяков.- М.,1998.

[39] Р. Магритт. Живопись. Графика. С. 8

[40] Р. Магритт. Живопись. Графика. С. 6

[41] Р. Магритт. Живопись. Графика. С. 12

[42] Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 11