Итак, фильм получился очень смешной, и глубокий, наталкивающий на серьезные размышления о жизни, с прекрасным актерским ансамблем, отмеченный высочайшей изобразительной культурой. Емкость, наполненность пространства каждого трагикомического или эксцентрического эпизода, каскад остроумных режиссерских находок порой даже не дают возможности с первого просмотра по достоинству оценить все детали картины. Значит, с тем же интересом с ней можно встретиться вторично.
2.5 «Утомленные солнцем» - «недетская сказка про Ятим и Ясум»[12]
«Утомленные солнцем» — пример того, как нужно снимать кино. С самого начала зритель понимает, что имеет дело с профессионалами — как в кадре, так и за его пределами. В этой картине много персонажей, причем даже те, которые исполняют маленькие эпизодические роли — умудряются раскрыть какие-то скрытые на первый взгляд грани своих героев.
Сценарий фильма — это вообще отдельный разговор. Действие картины разворачивается в рамках одно дня, но прекрасно построенные диалоги расширяют эти рамки, возвращая зрителя в далекое прошлое, при этом постепенно проясняя картину всего происходящего и изменяя отношение зрителя к главным действующим лицам.
Лето 1936 года. Легендарный комдив Котов, знаменитый военачальник и любимец лично товарища Сталина, отдыхает с семьей на загородной даче. Идиллию дома с мезонином нарушает внезапный приезд Мити, бывшего воспитанника отца Маруси, жены Котова. Когда-то Митя с Марусей были вместе, строили планы на будущее… Сегодня Митя, сотрудничающий с НКВД, приехал взять реванш… Ретро-драма Никиты Михалкова закрывает тему 30-х годов в советской истории, предлагая ощутить атмосферу «долгого счастливого дня девочки, в конце которого уводят ее отца». Сильная и реалистичная картина Никиты Сергеевича была тепло принята во всём мире. Она по праву считается одним из лучших фильмов 90-х.
Оттесненный на второе место на Каннском фестивале пародийно-«пофигистской»[13] картиной Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», фильм Никиты Михалкова вполне заслуженно получил своего «Оскара».
Этот фильм заставляет вспомнить лучшие работы Михалкова, прежде всего – «Неоконченную пьесу для механического пианино» (экранизацию ранней пьесы А.П.Чехова). Атмосфера импровизации, изобразительное решение, наполненное игрой света и цвета, тщательно продуманный, объемный в полном смысле этого слова звуковой ряд, - все это в качестве «фирменного знака» михалковской режиссуры делает просмотр картины истинным наслаждением для киноманов.
Российская пресса неоднозначно встретила эту работу Михалкова. Вместе с восторженными откликами опубликованы и мнения критиков, посчитавших «Утомленных солнцем» конъюнктурным (из-за темы сталинского террора) и старомодным по киноязыку произведением. Однако фильм не является старомодным, а последовательно жанровым - в плане синтеза психологической драмы и комедии.
Что же касается конъюнктуры, то в отличие от множества своих коллег, поспешивших еще на стадии ранней горбачевской перестройки «отстреляться» черной серией фильмов о Сталине, лагерях, массовых убийствах и т.д., Никита Михалков обратился к анализу эпохи сталинизма в момент, когда эта тема в России уже вышла из моды.
При этом он не склонен к примитивной позиции обвинителя-разоблачителя: красные - это преступления и подлость, а белые - благородство и подвиг.
Сыгранный самим Михалковым красный командир Котов - человек не только обожженный слепящими лучами революционного солнца, но и искренне поверивший в идею великого и светлого коммунистического будущего. Михалков играет человека сильного, решительного, но наивного, до последнего момента не верящего, что его может коснуться кровавая петля террора.
Однако, несмотря на несомненное обаяние игры Михалкова, актерским лидером фильма, бесспорно, стал Олег Меньшиков. Его герой - бывший офицер Белой гвардии - соглашается на сотрудничество с красной контрразведкой, надеясь сохранить свою жизнь и вновь обрести родину. Разыгрывая на даче семьи Котова прежнего Дмитрия - остроумного весельчака, любимца любой компании, персонаж Меньшикова время от времени сбрасывает маску и предстает в своем новом обличье уставшего, обреченного, ненавидящего себя за малодушие человека. Олег Меньшиков блестяще сыграл противоречивого и обаятельного героя в каскаде перевоплощений, неповторимой пластики, мимики и жестов. При всем эксцентризме и необычности такого персонажа-перевертыша история России знала и реальных «Дмитриев». Итак, бывший белый становится красным агентом, а красный – «врагом народа». Безжалостная машина сталинизма ломает людские судьбы, а не сумевшие найти общей дороги россияне обречены на взаимную конфронтацию и ненависть...
И в том, что так произошло, виноваты и те, и другие...
Быть может, в некоторых эпизодах мысли Михалкова о трагедии нации, выбравшей классовую нетерпимость вместо толерантности и поисков согласия, поданы излишне «густо». Но в целом, «Утомленные солнцем» кажется произведением глубоким и неординарным.
2.6 «Сибирский цирюльник» - воспоминания о грядущем
«Сибирский цирюльник» - паровая самоходная лесопилка, заказ на производство которой пытается получить в соответствующих государственных органах авантюрист Маккрэкен. На подмогу к нему направляется очаровательная Джейн, в чью задачу входит изображая дочь изобретателя шантажировать чиновников Комиссии по техническим нововведениям. По пути она знакомиться с юнкером Андреем Толстым. Московской мишенью Джейн становиться начальник юнкерского училища, он же заместитель председателя комиссии, генерал Радлов. Генерал влюбляется в прелестную иностранку, она же симпатизирует Андрею. Последний со всем пылом русского офицера отвечает ей взаимностью. Развязка наступает... В театре. Андрей исполняющий роль Фигаро в студенческой постановке «Севильского цирюльника» в порыве ревности прямо со сцены бросается на Радлова. На беду Андрея в зале находился царевич Михаил и великий князь Алексей Александрович, в покушении на которых Толстого и обвиняют. Бывшего юнкера закованного в кандалы, отправляют в Сибирь. Удастся ли Андрею когда-нибудь увидеть Джейн и... своего сына?
Фильм был награжден Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь» (1999 г.)
Сразу после московской суперпремьеры нового фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» раздался стройный хор его критиков. И актеры, дескать, стары для ролей молодых героев. И сюжет неправдоподобный. И снято все это исключительно для заграничных зрителей. И денег государственных истрачено слишком много и т.д. и т.п.
По качеству изображения и стереозвука, по размаху массовых съемок и зрелищности «Сибирский цирюльник» ничуть не уступает голливудским аналогам («Доктор Живаго», «Николай и Александра»). Давний соратник Михалкова - замечательный оператор Павел Лебешев снял фильм в стилистике русской живописи второй половины ХIХ века. А не менее талантливый композитор Эдуард Артемьев написал задушевную, щемящую сердце музыку...
Кроме того, нет ничего плохого, если картина Михалкова сможет прорвать многолетний барьер изоляции российского кино от массовой западной аудитории, и ее посмотрят десятки миллионов. При этом «Сибирский цирюльник» не выглядит «клюквой», базарной матрешкой для малосведущего в нашей истории и жизни Запада. Это фильм открытых и ярких чувств, понятных любому нормальному человеку.
К картине Михалкова нельзя подходить как к психологической драме на реальном историческом материале. Это не документальная драма, а синтез романтической мелодрамы и комедии. А условность жанра вполне допускает условность сюжетных поворотов, характеров и возраста персонажей.
Да, Россия показана у Михалкова мощной державой с традициями воинской дружбы и взаимовыручки. Страной образованного офицерской корпуса. Не даром действие одной из лучших сцен фильма происходит в Кремле, где император Александр III (Никита Михалков) принимает присягу юнкеров. Но есть в фильме и ирония, насмешка авторов над иными русскими традициями. Одна сцена, где бравый генерал спьяну разгрызает стакан чего стоит! А главное - это картина о романтической и безрассудной любви.
В рамках выбранного авторами жанра «Сибирский цирюльник» кажется весьма гармоничным и последовательным...
2.7 «12» - венценосное число 12
Фильм Никиты Михалкова «12», ставший обладателем специального «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции, неизбежно сравнивают со знаменитой картиной Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Только чистым ремейком этот фильм назвать нельзя: скорее переложение основной сюжетной линии на другое временное, территориальное пространство.
После многочисленных публикаций в прессе об этом проекте и его триумфе на Венецианском кинобиеннале, состоялась официальная премьера на родине фильма. 19 сентября в Киноцентре «Октябрь» сразу в нескольких залах шел показ. А в фойе на первом этаже можно было вблизи увидеть Золотого Льва Венеции. Предисловием к началу, естественно, послужило живое выступление перед зрителями создателя картины. По его словам, реакция зрителей в Венеции совпадало с тем, что он ожидал. И это при том, что смотрели они фильм с субтитрами. С его слов было ясно, что он не ждет ни хвалу, ни критики, - «Единственное, на что я надеюсь, что после просмотра вы измените свое мнение: худшее на лучшее или наоборот. Лишь бы не остаться равнодушными».
12 стульев и один большой стол. Прямо посередине спортзала в обыкновенной московской школе. Именно здесь происходят основные действия фильма, не считая маленьких эпизодов с боевыми действиями.
12 присяжных должны вынести окончательный вердикт по поводу обвинения 18 летнего чеченского мальчика в убийстве приемного отца- офицера российской армии. И вот на протяжении 2,5 часов фильма каждый из них пытается определиться, считает ли парня убийцей или нет. Вопрос «виновен или невиновен?» висит над ними и проносится время от времени со стремительной скоростью.