Смекни!
smekni.com

Творческий путь Никиты Михалкова (стр. 5 из 6)

В данном случае, имеется в виду птичка, влетевшая в зал к героям и наблюдающая за ними. С высоты птичьего полета (естественно в рамках спортзала) наблюдает и зритель за всем происходящим: как бы сверху, пролетая над залом, над столом присяжных, от одного персонажа к другому. Данный необычный прием был применен оператором Владиславом Опельянцем дабы оживить 13-го героя фильма - того самого воробья. Его камера идеально работает в этом ключе, создавая смыслообразующее изображение.

Структура «аргумент-контраргумент» - «следствие-развитие-поворот» [14]заставляет в течение двух с половиной часов находиться в напряжении. Что, в сочетании с глубоким психологизмом, делает своё дело: фильм «проглатывается»[15], хотя действия - минимум, и развитие строится на бесконечных диалогах.

В картине достаточно четко вытроены причинно-следственные связи сюжетной линии, хотя иногда идет разбавление вставками эпизодов из детства юноши во времена войны, его воспоминания о родителях.

Данный подход был также использован и в процессе съемок: не было никаких прыжков от одного куска в истории, к эпизоду, стоящему в середине. Кино снималось последовательно.

Актеры тут почти все медийные. Проще говоря, звездный состав. Ничего странного: у такого режиссера многие мечтают сниматься. Именно их талант и полная отдача помогли реализовать сложный проект под названием «12». Причем Опельянц снимал их даже синхронно, на репетициях, длившихся иногда аж до самого утра.

Изначально, не имея сомнений в виновности мальчика, 11 из 12 присяжных голосуют против, не вникая особо в ситуацию, так как все улики против него. И лишь один (Сергей Маковецкий) предлагает пересмотреть все с учетом «человеческого фактора». Потому что, русский человек не может жить по закону - это непривычно и скучно. И что, самое главное, не закон главное, а сердце и душа. В попытках разобраться в ситуации с убийством, наши присяжные втягиваются в тяжелый спор, не имеющий часто отношения к данному уголовному делу.

Замкнутые на самих себе герои: продюсер телеканала, директор кладбища, руководитель российско-японской корпорации, артист эстрады, хирург, убежденный демократ, таксист, рабочий-метростроевец мечтают поскорее закончить с этим делом и пойти по своим делам. Но не тут то было. Накаленная обстановка заставляет каждого из 12 посмотреть вглубь себя, понять причины своего решения и усомниться в нем. Мы видим, как реалистичность фильма буквально выворачивает наизнанку все накопившееся: личные обиды, проблемы страны, переживающей переходный период, а главное, то о чем не говорят громогласно и прилюдно, но обсуждают на кухне.

Никита Михалков: «Это очень русская картина, и она патриотичная. Но не может быть патриотичной картина, которая основана на ксенофобии. Потому что шовинизм и ксенофобия – это когда я люблю свое за счет других. Когда я говорю: я лучше тебя. Но я говорю: я люблю свое и готов тебе показать мое, чтобы ты его полюбил, а ты мне покажи свое. Знаете присказку «Какой же я антисемит, когда у меня друг еврей?» Я знаю, какие есть дурные черты в еврейском характере, чудовищные черты в русском характере или в украинском – в любом. Но вот Гафт играет в картине такой переливающийся бриллиант, и он, совершенно справедливо раздражает Гармаша своими «еврейскими штучками». Это очень важно. Что, нет еврейского вопроса? Он есть, но о нем надо говорить, не шептаться на кухне. Это и есть уважение»[16].

Но путь к голосу сердца героев тернист и им долго приходится прорываться сквозь пелену обид и недосказанности. Хотя высказаться здесь успеют все.

И актер эстрады (Михаил Ефремов), шутник и юморист по натуре, с искренним монологом взахлеб о том, как ему неприятно видеть на своих спектаклях зрителей, смеющихся абсолютно над всем – землетрясения, цунами, милиционеры-убийцы - все смешно. А смешно, потому что страшно!

И рабочий-метростроевец, утверждавший в начале картины, что все нерусские народы- сволочи, вспоминает о своем родственнике, ставшем террористом по нелепой причине, и спасшийся от несправедливого наказания лишь благодаря человеческому подходу. Его вывод: «Хорошему надо помогать, а плохого –топить».

И хирург-грузин (Сергей Газаров), возмущенный сравнением кавказцев с дикарями, приводит в пример выдающихся сынов своего народа: Руставели, Параджанова, Данелию, Пиросмани.

Но, труднее всего, лед тает у таксиста (Сергей Гармаш), страдающего болячками шовинизма и ксенофобии, уверенного в вине мальчика лишь потому, что тот чеченец, что равняется, по его мнению, дикарю и злодею. Ему трагический монолог дается с большим трудом, ибо приходится сознавать причину своей ненависти и недовольства окружающим, в прошлом, в отношениях с сыном, которого он избивал и чуть не довел до самоубийства.

Сам Никита Михалков определяет жанр фильма как психологическая драма. Но социальный фактор тут играет немаловажную роль. Потому что каждый из 12 присяжных – представитель какой-то профессии, какой-то национальности, а значит и класса в обществе и части социума. И получается, что каждый зритель сможет узнать себя в этих персонажах.


Заключение

Успешно снимая один фильм за другим с 1974 года, получая одну за другой престижные призы за рубежом, свою первую российскую премию Никита Михалков получил только через 20 лет после блистательного старта… Все эти годы его работы окружала глухая зависть коллег и враждебность столичной элиты.

Любимчик судьбы родился в знаменитой семье. Его отец замечательный детский поэт-орденоносец, прославленный автор гимна СССР Сергей Михалков. Мать – поэтесса Наталья Кончаловская, переводчица, дочь большого художника Петра Кончаловского. А прадед Никиты - сам великий Суриков, титан русской монументальной живописи. Все эти слагаемые сразу создали Никите тайные проблемы, одна из которых - тень знаменитого отца, которого высоко ценил Сталин и который успешно достиг высот власти в литературном мире. Творческий старт Никиты выпал на 60-е годы, когда умами интеллигенции правили «шестидесятники». Они сурово осуждали советскую власть за искажение ленинских идеалов и партийную диктатуру. Они создали в искусстве и литературе поле морального сопротивления тогдашнему режиму. Для них Никита Михалков был в первую очередь «выскочкой, советским барчуком, папенькиным отпрыском, чуть ли не баловнем Политбюро»[17]. И его яркий озорной успех был встречен в мире кино с враждебным изумлением.

В 18 лет он с абсолютной свободой исполнил свою первую крупную роль столичного юноши Кольки в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где с раскованностью французского шансонье спел знаменитую песенку: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь, а просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь»…

Если бы Михалков был бездарен, его работа в советском кино была бы освистана с меньшим азартом. Но дебют Никиты в качестве режиссера был на удивление мощным. В 1974 году 29 летний режиссер снял фильм о гражданской войне с провидческим названием «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Для тогдашней антисоветской общественной мысли его позиция была чуждой, она призывала к миру, к согласию, к компромиссу, а не к войне с ложными социальными идеалами. Никто не сказал Никите, что он снял маленький шедевр. Для признания коллег Михалкову потребовалось почти 20 лет, а в придачу понадобился еще и распад Советского Союза плюс кардинальная смена всех вех общественной жизни.

Эпоха перемен сделала кинорежиссера яркой общественной фигурой в новой России. Он сумел вписаться в исторический поворот мировой центрифуги. Вскоре он возглавил Союз кинематографистов. Затем в пику национальной премии «Ника» создал новую высшую награду «Золотой орёл». А параллельно открыл собственное дело, продюсерскую компанию «ТриТэ». Невозможно сегодня перечислить все его общественные посты числом около 30, где значится, например, членство в попечительском совете по возрождению монастыря Коренная пустынь и должность Председателя Общественного совета при Министерстве Обороны. Но в главном подозрения шестидесятников в том, что перед ними «чужой», а не «свой» полностью подтвердились. На общественном поприще нового капитализма Михалков заявил себя как дворянин, как потомок князей Михалковых, как сторонник монархии, как наследник офицеров из белой гвардии, как апологет сильной России и сильной руки. В кино кульминацией его взглядов стала, пожалуй, роль императора Александра III в собственном фильме «Сибирский цирюльник», роль, которую Михалков исполнил с наслаждением силы и вызовом упоительного азарта. В жизни апогеем популярности стала волна слухов (и ожиданий) о том, что он де вот-вот будет выдвинут на пост президента РФ.

Обласканный славой, увенчанный Оскаром и Каннами за фильм «Утомленные солнцем», сегодня Никита Михалков входит в тройку «священных чудовищ» российского кино, которую составляют режиссеры: Александр Сокуров, Алексей Герман и он – Никита Михалков.


Библиографический список

1.Никита Сергеевич Михалков// www.km.ru

2. Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.biograph.ru

3. Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.mikhalkovinfo.narod.ru

4. Михалков Никита Сергеевич. Биография//kino.ukr.net

5. Виталий Григорьев, «Никита Михалков. Белый орел на красном поле»//www.whoiswho.ru

6. Федор Раззаков. «Наше любимое кино о войне»//www.allstars.pp.ru

7. Федор Раззаков. «Наше любимое кино о любви»//www.allstars.pp.ru

8. Татьяна Богданова, Игорь Изгаршев. «Никита Михалков. Мне приятнее снимать кино»//www.aif.ru

9. Ярослав Седов. «Быть свадебным генералом мне неинтересно»//www.gzt.ru