Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции, в Като-Камбрези, а детские годы провел в Боэн-ан-Вермандуа. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Впервые он попробовал заниматься живописью после того, как попал в больницу и ему сделали операцию - удалили аппендицит. В 20 лет он начал заниматься рисованием в Школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где Бугро и Феррье подготовили его к поступлению в Школу изящных искусств. На вечерних курсах в Школе декоративных искусств он познакомился с Альбером Марке, поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Он много копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ - картину "Десерт".
Матисса часто называли сыном и мужем модистки. В 1898 году он женился на великолепной высокой южанке Амелии-Ноэ-ми-Александрин Прэйер. И они вместе отправились в Лондон, где Матисс впервые увидел произведения "провозвестника солнца", романтика, которого боготворили импрессионисты,- Тернера. Один из друзей Матисса вспоминал, что Матисс говорил, что любит Лондон, потому что "впервые познакомился с ним в свой медовый месяц".
После Лондона художник поехал на Корсику, в Тулузу. Когда умер Моро, Матисс оставил Школу изящных искусств и в том же 1899 году начал посещать академию Каррьера, занялся скульптурой (на вечерних курсах). Среди его друзей были Писсарро, Дерен, Пюи, Марке, с которым он расписывал декоративный фриз, Миньяк, Кросс, Майоль и другие известные художники того времени.
В 1901 года Матисс начал выставлять свои работы в Салоне независимых, в галерее Берты Вейль, Осеннем салоне. Работая в 1904 году с Синьяком и Кроссом, Матисс был увлечен дивизионизмом - живописной системой, которая основывалась на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, зафиксированные на полотне отдельными мазками в расчете на их оптическое смешение при зрительном восприятии.
А в 1905 году Матисс стал лидером нового направления - фовизма. На Осеннем салоне вместе с ним выставлялись Манген, Пюи, Марке, Дерен, Вламинк, Вальта, которые разделяли его взгляды на живопись, как и он, стремились основное внимание уделять цветовому решению своих композиций, строили их на соотношении ярких локальных цветовых пятен.
В 1906 году в Салоне независимых Матисс экспонировал одну из самых больших своих композиций "Радость жизни", которая потом послужила основой для панно "Танец". В это время он делал гравюры на дереве и литографии. На некоторое время поехал в Алжир, а потом в Италию.
В 1907 году группа фовистов распалась, а Матисс открыл свою мастерскую. Его картины экспонируются в Нью-Йорке, Москве, Берлине. Он публикует "Заметки живописца" и поселяется в пригороде Парижа Исси-ле-Мулино.
В 1910 году в Осеннем салоне разгорелся скандал из-за его панно "Танец" и "Музыка". В 1911 году Матисс посетил Москву, в 1912 - Марокко, начал выставлять скульптуру. С этого времени его персональные выставки проходили во многих городах мира, а галерея Бернхейм-Жен регулярно организовывала его персональные экспозиции.
В 1920 году Анри Матисс по просьбе С. Дягилева сделал макеты декораций и эскизы костюмов для русских балетов.
В 1921 году он переселился в Ниццу, начал работать над книжными иллюстрациями и по заказу американца Барнса сделал монументальную роспись-панно "Танец", которая была установлена в городе Мерионе в 1933 году.
Сын художника Пьер открыл в Нью-Йорке свою галерею, где выставил работы отца. Перенеся в 1941 году тяжелую операцию, в последние годы Матисс больше работал как художник книги, увлекся коллажами.
Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. Вот как сам он писал о своей работе: "Я целиком завишу от своей модели, которую я изучаю, когда она свободна от позирования, и лишь затем я решаюсь выбрать для нее позу, более всего соответствующую ее существу. Когда я беру новую модель, я вижу подходящую для нее позу тогда, когда она находится в состоянии расслабленности и покоя, и я становлюсь рабом этой позы. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес. Мои пластические знаки, возможно, выражают их душевное состояние... интересующее меня безотчетно..."
Именно поэтому его женщины подобны цветам, а цветы - живым людям...
Матисс дал новое видение мира. Если великий Леонардо да Винчи утверждал, что главное чудо живописи - в умении передать объемность вещи, то Матисс все перевел в плоскость. Яблоко из шара превратилось в круг. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его "Красной комнате", мог сместить фигуру относительно опоры - это он проделал в "Стоящей Зоре". Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха ("Вход в Козба") или прохладной прозрачной воды в аквариуме ("Красные рыбы").
С каким восторгом выписывал Матисс узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты, ню.
Искусствоведы говорят, что, если бы Матисс не был живописцем, он вошел бы в десятку лучших французских скульпторов. Он первым применил деформацию ради экспрессии, и, как сам признавался, если Майоль, как мастера античности, работал объемами, он, подобно мастерам Возрождения, был увлечен арабесками, добивался изысканной линии силуэта. Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса "Большая сидящая обнаженная" была создана в 20-е годы - в то же время, что и его полотна "Одалиска" и "Обнаженная, сидящая на голубой подушке".
Современники рассказывали, что, когда Матисс лепил, он слишком часто смачивал глину, и от этого при повороте станка фигуры часто падали, разрушались. Тогда Матисс брал в руки кисть и переносил свое пластическое видение на полотно.
Одной из последних больших работ Анри Матисса было оформление "Капеллы четок" в Вансе близ Ниццы, где он с 1948 по 1951 год работал и как архитектор, и как живописец, и как скульптор, и как декоратор.
Рисунок, необычный, легкий, пластичный, всегда занимал в творчестве Матисса одно из главных мест. В 20-е годы его рисунки были хорошо разработаны и конкретны, позже он увлекся рисунками кистью, которые получались у него удивительно колористичными. В 1919 году среди его рисунков появляется "тема шляпы со страусовыми перьями", в 1935 - "тема зеркал", в 1940 - "тема женщины в кресле", а в 1944 - "тема персиков". В технике рисунка - монументального, образно-пластичного - выполнена и его последняя роспись в "Капелле четок".
Луи Арагон в своем не совсем обычном романе "Анри Матисс" писал:
Всю жизнь
Рисовать ему слово, звучащее в нем...
В 1952 году в Като-Камбрези был открыт музей Анри Матисса. Открыт при жизни художника.
А 3 ноября 1954 года Матисс умер.
В статье, которая называлась "Нужно смотреть на мир глазами ребенка", Анри Матисс приоткрыл тайну свежести и обаяния своих произведений: "Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него... Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета... Творить - значит выражать то, что есть в тебе".
Творчество Анри Матисса в музеях мира
Art Institute of Chicago Bathers by a River
Guggenheim Museum
Hermitage Museum, Saint Petersburg, Russia 64 paintings, drawings and sculptures online
Matisse Museum, Nice, France (in French)
Metropolitan Museum of Art, New York Icarus, 1947
Metropolitan Museum of Art, New York Promenade among the Olive Trees, 1906
Minneapolis Institute of Arts, Minnesota 15 artworks
Museum of Fine Arts, Boston Carmelina, 1903
Museum of Fine Arts, Houston Woman in a Purple Coat, 1937
Museum of Fine Arts, Houston Olga Merson, 1911
Museum of Modern Art, New York Reclining Nude, 1938
Museum of Modern Art, New York Dance (first version), 1909
National Gallery of Art, Washington D.C. Henri Matisse and the Fauves
National Gallery of Australia, Canberra 2 works
National Gallery of Canada, Ottawa
Henriette II (Large Head)
Nude on a Yellow Sofa
Beyeler Foundation Collection, Switzerland
Boca Raton Museum of Art, Florida
Girl at the Piano, 1925
Margaret
Cleveland Museum of Art, Ohio
The Organdie Dress
Festival of Flowers, Nice
Interior with an Etruscan Vase
The Windshield, On the Road to Villacoublay
Bather with Necklace
E.G. Bührle Collection, Zurich
Still Life, 1907-08
The Pont Saint-Michel, Paris, 1903
Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas L'Asie (Asia)
Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Dusseldorf, Germany
Matisse/Picasso Flash presentation of the recent travelling exhibition
Musée de Grenoble, France (in French) Nature Morte au Tapis Rouge
Musée des Beaux-Arts de Bordeaux (in French)
Musée Matisse, Le Cateau, France (in French)
Statens Museum for Kunst, Copenhagen Portrait of Madame Matisse. The Green Line, 1905
The Menil Collection, Texas Black Leaf on Green Background, 1952
"Золотые рыбки" 1911г. Музей им.А.С.Пушкина "Люксембургский сад" 1903г. Частное собрание