Заключение
Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный двигательный импульс. С этой же целью – усиления внутреннего движения и деформации – Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.
Сегодня западные критики по праву называют её самым перспективным архитектором ближайшего десятилетия. Её творческой энергии, художественному потенциалу и наполеоновскому размаху может позавидовать не одна сотня «продвинутых» мастеров. Каждый новый проект выглядит ещё более дерзким и новаторским по сравнению с предыдущим.
В 2004 году Заха Хадид стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией за 29 лет существования награды. В 2005 году её избрали лучшим дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami 2005.
Надо отметить, что планирование работ бюро Zaha Hadid Architects ведётся более чем на 10 лет вперёд. Впереди нас ждёт ещё множество новых творений, порождённых неисчерпаемой фантазией Захи Хадид, – вестников динамичной, неповторимой и смелой архитектуры будущего.
Она является архитектором, который последовательно отодвигает границы понятий об архитектуре и городском проектировании. Ее работы экспериментирует с новыми пространственными понятиями, усиливающими существующие городские пейзажи. С упорством провидца, эстетичного и любопытно-жадного, который охватывает все области проекта, от объектов городского масштаба до предметов интерьера и мебели, она двигается через препятствия к полноценным и завершённым проектам общемирового масштаба.
Сейчас Заха Хадид в работает над различными проектами, включая: Морскую паромную переправу в Салерно, Италия, Высокоскоростной вокзал в Неаполь-Афроголе, Италия; жилищный проект во Флоренции, Италия; городская площадь и кинокомплекс в Барселоне, Испания; дизайн интерьера для “Отель Пеэрта Америка” в Мадриде, Испания; жилищный проект в Вене, Австрия; “Мэгги Центр” в Киркэлди(Kirkcaldy), Шотландия; Департамент Культуры Спорта в Монпелье, Франция; 2 крупных объекта в Абу-Даби; башня Центра искусств в Бэртсвилле(Bartlesville), США; Музей Гуггенхейма в Тайчжуне, и Оперный театр Гуанчжоу в Китае.
Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, появившиеся в 80-х годах прошлого века и основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида, критикующего метафизичность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настоящее время. Выход из этой метафизичности Жак Деррид видит в аналитическом расчленении (деконструкции) самых различных произведений гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор. По определению Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам традиционного понимания архитектуры как вида искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.
Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
Наиболее изветные архитекторы данного направления: Питер Эйзенман, Даниэль Либескинд, Фрэнк Гери, Заха Хадид.
В качестве источников архитекторы, работающие в стиле деконструктивизма, избирают авторов русского авангарда. Так, например, Рем Коолхас и 3аха Хадид в своей работе ориентированы на поздний авангард и особенно на «антигравитационную» архитектуру Ивана Леонидова. Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда, в особенности уравновешенные композиции братьев Весниных.
Уникальная острая образность и авторская индивидуальность деконструктивизма позволяет предположить, что этот стиль – один из путей архитектуры будущего. Деконструктивизм устремляет время постройки вперед, выявляя сегодня ее потенциальные будущие состояния. Грядущее становится настоящим, а настоящее сокращается до мгновения. Художественное время произведений этого стиля обгоняет время физическое.
Литература
1. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну - Издательство: Архитектура-С, 2007 г., 336 стр.
2. Essay by Aaron Betsky. Zaha Hadid. The Complete Buildings and Projects. - N.Y.: Thames@Hudson, 1998.
3. В.И. Иовлев. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. - Екатеринбург: Полиграфист, 1992.
4. В.И. Иовлев. Концепция архитектурной формы и творчество А.Э. Коротковского // Семиотика пространства. - Екатеринбург: Архитектон, 1997.
5. Шлыков В.Н. Влечение. Краткий очерк. - Екатеринбург: Уральское психоаналитическое общество, 2004..
6. Юнг К. Аналитическая психология. - СПб: Кентавр, 1994.