Министерство образования Российской Федерации
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра Архитектурно – дизайнерского проектирования
Реферат
по теме: ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
Выполнила: студентка
группы ДАС-12
Свирелина С. С.
Проверила: преподаватель
Королёва О. А.
Ульяновск 2010
Оглавление
1. Гений родился в Италии (1475-1488)
1.1 Вершина Возрождения в Италии
1.2 «Скульптура — светоч живописи»
1.3 Характер Микеланджело: одиночество и размышление
1.4 Внешность Микеланджело Буанарроти
1.5 Детство
1.6 Борьба с отцовской волей
2. Юность. Годы учебы (1488-1495)
2.1 Учеба в мастерской Гирландайо (1488-1489)
2.2 Учеба в Садах Медичи (1489)
2.3 Во дворце Лоренцо Великолепного (1489-1492)
2.4 Флоренция. Ранние работы (1489-1492)
2.4.1 Голова Фавна (1489)
2.4.2 «Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492)
2.4.3 Барельеф «Битва кентавров» (ок. 1492)
2.4.4 Геркулес (1492)
2.5 Болонья (1494-1495)
2.6 Первое возвращение во Флоренцию
3. Первый римский период (1496-1501)
3.1 Опьяненный Вакх (1496-1498)
3.2 «Оплакивание Христа», или «Пьета» (ок. 1498-1500)
4. Второе возвращение во Флоренцию (1501-1506)
4.1 Человек — самое прекрасное в мире
4.2 Давид (1501-1504)
4.2 Статуи святых Сиенского собора
4.3 Битва при Кашине (1503-1506)
4.4 Статуя Cв. Апостола Матфея (ок. 1503-1506)
4.5 Мадонна с Младенцем (Мадонна Брюгге) (1504)
4.6 Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1503-1505)
4.7 Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)
5. Рим. Гробница папы Юлия II (1505-1545)
5.1 Начало работы над гробницей Юлия II - заготовка мрамора
5.2 Ссора с папой Юлием II Третье возвращение во Флоренцию (1506)
5.3 Примирение с папой в Болонье Бронзовая статуя Юлия II (1507)
6. Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы (1508-1512)
6.1 Роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)
6.1.1 Начало работы над фресками потолка Сикстинской капеллы (1508)
6.1.2 План росписей потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)
6.1.3 Сцены из Книги Бытия
6.1.4 Ignudi
6.1.5 Пророки на фресках Сикстинской капеллы (1508-1512)
6.1.6 Сивиллы на фресках Сикстинской капеллы (1508-1512)
6.1.7 Фрески парусов свода Сикстинской капеллы Чудесные избавления иудеев (1509-1511)
6.1.8 Предки Христа
6.1.9 Цветовое решение фресок капеллы
6.1.10 Толкования замысла
6.1.11 Открытие росписей капеллы
6.2 Работа над гробницей папы Юлия II (1513-1516)
6.2.1 Моисей (1515-1516)
6.2.2 «Умирающий раб» и «Восставший раб» (1513-1519)
7. Флоренция. Гробницы Медичи. Осада Флоренции (1516-1534)
7.1 Фасад церкви Сан Лоренцо (1516-1520)
7.2 «Коленопреклоненные окна» Палаццо Медичи (1517)
7.3 Христос, несущий крест (1519-1521)
7.4 Гробницы Медичи (1520-1534)
7.4.1 Статуи Лоренцо и Джулиано Медичи (1526-1533)
7.4.2 «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь» капеллы Медичи (1531-1534)
7.4.3 Богоматерь с Младенцем, или Мадонна Медичи (1521-1531)
7.4.4 Скорчившийся мальчик (1524)
7.4.5 Статуи речных божеств (1524)
7.4.6 Давид-Аполлон (1530)
7.4.7 «Леда» (1529-1530)
7.4.8 Победитель (1530-1534)
7.4.9 Четыре незаконченные статуи рабов (1532-1536)
7.4.10 Библиотека Лауренциана (1524-1534)
7.4.11 Осада Флоренции (1527-1530)
8. Рим. «Страшный суд» (1534-1564)
8.1 Последнее возвращение в Рим (1534-1564)
8.2 Суждения о фреске «Страшный суд»
8.3 Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджело Буанарроти»
8.4 Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд» (1534-1541)
8.4.1 Святые мученики
8.4.2 Динамизм композиции
8.4.3 Христос, Верховный Судия
8.4.4 Ангелы с трубами и книгами
8.5 «Одевание» святых и грешников
8.6 Брут (1537-1540)
8.7 Фрески виллы Паолина (1542-1550)
8.7.1 Обращение Апостола Павла (1542-1550)
8.7.2 Распятие Апостола Петра (1542-1550)
8.8 Муза скульптора Виттория Колонна
8.9 Кружок Виттории Колонны
8.10 Рисунки Микеланджело - Распятие, Оплакивание и Воскресение Христа
8.11 Поэзия Микеланджело
8.11.1 Мадригалы и сонеты Микеланджело, посвященные платонической любви к Виттории Колонны
8.11.2 Стихи Микеланджело на смерть Виттории Колонна
8.11.3 Сонеты Микеланджело посвященные Данте
8.11.4 Последние сонеты Микеланджело
8.12 Завершение гробницы Юлия II (1545)"
8.12.1 Лия - «Жизнь Деятельная» (1545)
8.12.2 Рахиль - «Жизнь Созерцательная» (1545)
8.13 Поздние «Оплакивания» (1550-1546)
8.13.1 «Пьета Ронданини», неоконченная группа (1555-1564)
8.13.2«Пьета с Никодимом» Флорентийского собора, или «Пьета Бандини» (1547-1555)
9. Великий зодчий
9.1 Собор Св. Петра (1546-1564)
9.2 Зависть и вражда
9.3 Купол cобора Св. Петра в Риме (1560)
9.4 Проект укреплений Борго
9.5 Палаццо Фарнезе (1546-1547)
9.6 Проект ворот Порта Пиа (1561) Проект церкви Санта Мариа дельи Анджели (1563)
9.7 Проект церкви Санта-Джованни-де-Фьорентины (1559-1560)
9.8 «Последний день жизни, первый день покоя!» (18 февраля 1564)
1. Гений родился в Италии (1475-1488)
На фоне всего необъятного богатства творческого наследия Итальянского Возрождения резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело.
Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Творчество Микеланджело — кульминация Высокого Возрождения в итальянском искусстве, в то же время именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначившие конец краткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации, феодальной реакции и войн с иноземными захватчиками.
«Он унаследовал все предрассудки, весь фанатизм сурового и крепкого рода Буонарроти. Пусть сам он был создан из земного праха, но из праха вспыхнул огонь, очищающий все, - огонь гения.
Пусть тот, кто отрицает гений, вспомнит Микеланджело. Вот человек, поистине одержимый гением. Гением, чужеродным его натуре, вторгшегося в него, как завоеватель, и державшем его в кабале... Он грел, он жил титанической жизнью, непосильной для его слабого тела и духа.
Жил в постоянном исступлени. Страдание, причиняемое распиравшей его силой, заставляло его действовать, беспрерывно действовать, не зная ни отдыха, ни покоя...» Ромен Роллан.
Микеланджело был сыном своего века. Но он был и великим новатором, намного опередившим свою эпоху и указавшим пути развития гуманистического реалистического искусства на много веков вперед. Один из корифеев пластики нового времени Огюст Роден признавался: «... Всю жизнь я колебался между двумя величайшими тенденциями классики — между концепциями Фидия и Микеланджело Я шел от античности, но, посетив Италию, был тотчас же захвачен величайшим флорентийским мастером, и мои создания, несомненно, свидетельствуют об этой страсти
Микеланджело — это дыхание жизни».
1.1 Вершина Возрождения в Италии
«... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!» — утверждал Пико делла Мирандола. И эти слова из «Речи о достоинстве человека» одного из образованнейших людей XV в., ученого и философа, как нельзя лучше выражают пафос, веру в возможности и силы человека, характеризующие эпоху Возрождения.
Возрождение в Италии - триумфальный период в истории искусства, золотой век свободы; как из рога изобилия щедрым потоком вдохновенное творчество. Архитектура, скульптура, живопись перестали считаться безликим прикладным ремеслом, но приобрело индивидуальное лицо мастера-хужодника, скульптора, архитектора.
Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс – около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу.
Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. В течение трех столетий и многих поколений талантливых мастеров накапливался колоссальный изобразительный потенциал периода Возрождения, предельно насыщенного творческим духом. Четыре гения сияют в Италии Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: их талант формировался в лучах флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя капризы и принимая милости знатных патронов. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, порой даже враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все достижения предыдущих поколений, и вознесший их на ступени, человеку до тех пор недоступные. И однако же на фоне всего творчества Итальянского Ренессанса резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство Возрождения поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело и к которому, помимо него, принадлежали Браманте, Леонардо, Рафаэль, Джорджоне и Тициан. Этим художникам выпала особая судьба. Ибо, помимо неповторимых качеств каждого из ренессансных этапов в отдельности, очень много значит общая динамика поступательного развития всей эпохи в целом. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Линия этого развития отнюдь не ровная горизонталь; в своем движении во времени она наряду с разного рода отделыными колебаниями фиксирует более существенные закономерности роста и нисхождения. Хронологический период протяженностью в несколько десятилетий примерно между 1490 и 1530 годами получил вследствие этого наименование Высокого Возрождения.