§ 3. Последние годы (конец 60-х - 1973)
В 1960-х годах Пикассо пишет различные вариации на темы прославленных мастеров - Веласкеса, Гойи, Манэ в свободной скандальной кубистической манере: "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950, Художественный музей, Базель), "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Менины. По Веласкесу" (1957), "Завтрак на траве. По Мане" (1960).
Также в позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок) (см. приложение 1). Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти. Умер Пикассо 8 апреля 1973 в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене во Франции и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч). О смерти сам Пикассо говорил так: "Я все время думаю о Смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня". Еще при жизни художника, в 1970 году был открыт Музей Пикассо в Барселоне (картины для этого музея передал сам Пикассо), а в 1985 усилиями наследников художника - уже был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий более 200 картин, более 150 скульптур и несколько тысяч рисунков, коллажей, эстапмов, документов.
Пикассо умер на своей вилле Notre-Dame-de-Vie восьмого апреля 1973 года.
Заключение
Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход развития искусства и культуры всего XX века. А на мировых аукционах до сих пор отыскиваются и выставляются на продажу все новые и новые, пока еще малоизвестные работы прославленного мастера из его огромного наследия.
За свою долгую и творчески богатую жизнь Пикассо создал творения, которые даже наиболее враждебно настроенные критики его беспокойного поиска признают бесспорными шедеврами; однако в то же самое время некоторые обвиняют его во вредном и разрушительном влиянии на искусство, в трюкачестве, в том, что он скорее выступал в роли строящего козни дьявола, чем художника, стремящегося к расширению нашего восприятия богатства и разнообразия жизни.
О Пабло Пикассо и его мире будут говорить всегда, так как его творчество не поддается четкому и убедительному определению.
Гениальность Пабло Пикассо заключается в том, что он единственный из художников этого века, кто ввёл историю в своё творчество наравне со своей жизнью и до такой степени использовал наследие мирового искусства, с которым постоянно вёл диалог.
Для большинства Пикассо остаётся великим разрушителем лица. Если абстракционисты довольствовались его отрицанием, то Пикассо идет атакой на него, и не просто на образ классического идеала, установленный Ренессансом. Те, кто не признает Пикассо, делают это, по-видимому, не потому, что он деформировал природу, предметы и самого человека, но в первую очередь потому, что он осмелился "изуродовать", обезобразить образ женщины.
Картины Пикассо бросает вызов публике. Вызов же исключительно важен в искусстве. Искусство – это бескомпромиссная атака во всех направлениях. Композиции, которые идут на уступки с целью угодить зрителю и сразу получить признание, не могут называться искусством.
Список использованной литературы:
1 Алпатов М.В. , Искусство, Просвещение Москва 1969.
2. Брассай. "Встречи с Пикассо. Электронный ресурс http://picasso.urbannet.ru/library/brassay/
3. Большая советская энциклопедия под редакцией Прохорова А.М. Костеневич А.Г. от Моне до Пикассо, Издательство: Аврора, Ленинград 1989.
4. Дени Шевалье: «Пикассо. Голубой и розовый периоды».
5. Луначарский А.В. Молодая Французская Живопись, Современник 1913 №6.
6. Эренбург И. Французские тетради, Москва, Просвещение 1959. Электронный ресурс http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=78807&list=18
7. Рассказы о шедеврах: по материалу рассказа Н.A.Иoниной, издательство "Вече", 2002.
8. В.М. Полевой, В.М. Маркузон: Популярная художественная энциклопедия.
Электронный ресурс http://www.rubricon.com/default.asp
9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Электронный ресурс
10. История изобразительного искусства 2002. Электронный ресурс
http://www.arthistory.ru/museum.htm
11. Пикассо. М., 1998 Ф. Галлуцци Серия: Мастера живописи, Издательство –
Белый город.
12. Статьи воспоминания Александра Бенуа. Выставка Пабло Пикассо 1939 г.
Электронный ресурс http://www.bibliotekar.ru/kBenua/33.htm
13. http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/
14. http://slovari.yandex.ru
15. http://picasso.urbannet.ru/pica_bio.htm
16. http://risunok-spy.at.ua/index/0-8
Приложение
Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
Отпечатано в ____1_____ экземплярах
Библиография____16____ наименований
Один экземпляр сдан на кафедру
«__» _____________2009 г. _______________/подпись/