Смекни!
smekni.com

Творчество представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха (стр. 2 из 4)

Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих перебрался в Дрезден, столицу Саксонии. В Дрездене он почти безвыездно провел всю свою жизнь, лишь изредка навещая родные места.

Художник приехал в Дрезден именно в те годы, когда культурная жизнь в городе переживала период расцвета. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма, и Фридрих свел знакомство со многими представителями этого направления - Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом.

В этот период Фридрих уже зарабатывает на жизнь живописью - продает свои ранние (вполне традиционные) пейзажи, выполненные акварелью или пером и тушью. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, он берет уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана-Цинга.

В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд. Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777-1810), одним из лидеров немецкого романтизма. Трудно сказать, насколько близкими друзьями успели стать два живописца. Несомненно одно: идеи Рунге оказали огромное влияние на формирование манеры Фридриха.

Знаменательным для последнего стал 1805 год. Фридрих представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре - эти конкурсы проводились по инициативе великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749 - 1832) - и победил. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю конкурса. С этого момента завязалась дружба между Фридрихом и Гете. Спустя несколько лет поэт даже посетил дрезденскую мастерскую художника.

Успех окрылил Фридриха, и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи. Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя.В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.

Вскоре художника захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией - шли наполеоновские войны. И Фридрих, будучи истинным патриотом, не мог взирать на это со спокойной душой. Непосредственного участия в войне за освобождение Германии художник не принимал, но основным мотивом в его творчестве становится в этот период любовь к родине.

Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности, и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств. Членство в академии гарантировало художнику достаточный доход, и - кто знает - возможно, именно это стало толчком к переменам в его личной жизни. В 1818 году он женился на Каролине Боммер, которая была моложе Фридриха почти на 20 лет. Это решение явилось полной неожиданностью для всех, близко знавших художника, - он всегда отличался замкнутым характером и сторонился женщин.

Несмотря на все опасения, брак оказался очень удачным: "Как много изменилось в моей жизни, когда я перешел от "Я" к "Мы", - писал Фридрих одному из своих друзей. - Мой старый, простой дом стал совершенно неузнаваемым, чистым и уютным, и я не могу нарадоваться этому". У Каспара и Каролины родилось трое детей; в нескольких случаях Каролина выступила для мужа музой и моделью. Весьма примечательна оптимистичная и светлая картина "Белые скалы на Рюгене", которую, возможно, художнику навеяли воспоминания о его медовом месяце.

Популярность Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей (Карл-Густав Карус, Эрнст Эме, известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др.). Однако уже тогда над головой художника сгущались тучи. К концу 1820-х годов Фридрих начал выходить из моды, а в 1825 году он перенес инсульт, после чего стал совершать странные поступки и проявлять признаки умственного расстройства. Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу. В эти годы он создал едва ли не лучшие свои картины. Среди них особенно выделяется полотно "Ступени жизни", которое многие критики считают вершиной творчества художника. В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

В июне 1835 года у художника случился второй инсульт; работать после этого он уже не мог. Умер Фридрих 7 мая 1840 года в полной безвестности, и о его творчестве никто не вспоминал до начала XX века, когда его картины подняли на щит основатели сюрреализма.

3. Описание картин

Мотивы для своих картин Каспар Давид Фридрих находил, главным образом, в окрестностях своего родного городка Грейфсвальд, расположенного на побережья Балтийского моря. В 1802 году он переезжает в Дрезден, но неоднократно посещает свой родной Грейфсвальд.
Каспар Давид Фридрих не стремился к верному изображению природы. Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека. Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль.

Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» ("Тетченский алтарь"; 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время. Крест придает символическую силу его пейзажам, вызывая ассоциации с национальной историей, идеей искупления и торжества христианской религии, которые волновали Фридриха как романтика. Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров ("Аббатство в дубовом лесу", 1808—1810, Берлин, Государственные музеи; "Заброшенное аббатство зимой", 1834; "Собор", ок. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и поэтому всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий. Эти возвышающиеся архитектурные постройки, кресты Распятия смотрятся как символы времени, привнося в полотна художника необычность и таинственность.

Картины «Странник над туманным морем»1818, Кунстхалле, Гамбург, «Побережье при лунном свете», а также дюжина других полотен Каспара Давида Фридриха хранятся в Гамбургской художественной галерее, обладающей одной из самых значащих коллекций произведений искусств 19 столетия. Другие шедевры немецких художников-романтиков собраны также в Старой национальной галерее Берлинского «Музейного острова».