Содержание
Введение
Начало творчества
1. Произведения периода 1440-1450-х годов. Поворотный момент творчества
2. Заключительный этап творчества. Конец 50-х-60-е года
Заключение
Список литературы
Введение
После смерти Мазаччо флорентийская живопись осталась на попечении пяти художников, которых условно можно разделить на две группы. Все они в течение целого поколения после смерти Мазаччо стояли во главе флорентийского искусства, воспитывая вкус публики и обучая молодых.
Были они высокоодаренными людьми и уже испытали на себе влияние Мазаччо. Первая группа – Фра Анжелико и Паоло Учелло уже в меньшей степени, поскольку были уже сложившимися живописцами и если бы не Мазаччо сами могли бы играть руководящую роль во флорентийском искусстве. Вторые – Фра Филиппо Липпи, Доменико Венициано и Андреа дель Кастаньо – в большей степени.
Отличительной особенностью второй группы стало свойственное им наполнение произведений мелкими подробными деталями, которые очень часто заслоняют главное событие. Но, тем не менее, их имена стали известны, попали в историю, а значит, их творчество явилось альтернативной формой изобразительного искусства для того периода времени, для той эпохи.
Пожалуй, самым оригинальным, и наиболее талантливым из них оказался Фра Филиппо Липпи, чьи многочисленные работы превосходно сохранились. Именно поэтому целью данной работы стало подробное исследование творчества Фра Филиппо Липпи. Для наиболее полного раскрытия темы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть истоки возникновения художественных способностей мастера, а так же рассмотреть произведения раннего периода в его творчестве;
Проследить каким образом видоизменилась манера написания художника в период 1440-1450-х годов на примере наиболее известных работ;
Изучить основные и наиболее выдающиеся произведения конца 50-х – 60-х годов, выявить особенности заключительного этапа творчества.
Обращаясь к его творчеству, тем не менее, очень сложно дать объективную оценку. Причиной этого является малый объем информации и расхождения во взглядах исследователей на его творчество. К примеру, Б. Бернсон в своей работе «живописцы итальянского Возрождения»[1] хотя и чрезмерно мало внимания уделяет творчеству Филиппо Липпи, достаточно своеобразно характеризует его произведения, признавая за ним обаяние, благородство и тонкость образов. Он выделяет у него период зрелого творчества, «самостоятельного и свободного, оригинального и абсолютно новаторского в сравнении с искусством других художников этой эпохи». Одновременно с этим, он называет Филиппо Липпи не художником, а первоклассным иллюстратором – «…а таким по своему природному дарованию, я думаю, Фра Филиппо и был»[2]. Бернсон считает, что его настоящее место среди жанровых художников, даже при всем том, что его жанр более духовного характера, чем у остальных. Самым же большим недостатком в творчестве Липпи стало, по его мнению, стремление «…выразить чувства во что бы то ни стало»[3].
Схожей точки зрения придерживается и Б.Р. Виппер в работе «Итальянский Ренессанс 13-16 века»[4], однако творчеству Филиппо Липпи посвящен значительный раздел, в котором автор дает обстоятельную и самостоятельную, не основывающуюся на точке зрения других исследователей оценку произведениям Липпи. Автор так же как и Бернсон расценивает мастера как живописца, не обладающего «исключительно крупным талантом», однако, «в силу какой-то особой заразительности своего искусства оставившего очень заметные следы в истории итальянской живописи»[5]. При этом, не смотря на достаточно критический анализ творчества Липпи, отличающийся, к примеру, от интерпретации Г. Фосси или Вазари, в центре внимания Б.Р. Виппера тем не менее, находится индивидуальная творческая личность художника. Главной же особенностью этой работы является раскрытие творческой концепции мастера, основных особенностей его стиля, эстетических свойств его произведений.
Очень выразительно даны биографические подробности, исследуемые до мельчайших деталей в работе Д. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев»[6]. У него же можно найти наиболее подробный перечень произведений мастера, вплоть до работ, написанных во время проживания Липпи в Падуе, хотя в настоящее время эти работы не сохранились. Но, при этом достоверно известно, что многие сведения, о которых повествует Вазари либо в принципе не существовали, либо дошли до него уже в искаженной форме. Именно поэтому нельзя целиком и полностью полагаться на данную работу, но кое-какую полезную информацию почерпнуть все же возможно.
Самой же подробной оказалась работа Г. Фосси «Филиппо Липпи»[7]. Здесь выданы и основные биографические сведения, и наиболее значимые произведения, и очень длинный перечень заказчиков. Но самой главной заслугой является то, что автор приводит критические отзывы о творчестве художника начиная от современников и последователей мастера, и заканчивая нашим временем. Поэтому, было естественным, что основной объем сведений, касаемых жизни и творчества Фра Филиппо, был нами взят именно из данной работы.
Что касается непосредственно восприятия Фосси творчества художника, то можно сказать, что она очень трепетно подходит к исследованию как самих произведений, так и биографических подробностей из жизни мастера. Заметно, что автора очень задевают критические замечания, брошенные в адрес Филиппо. В противовес Бернсу, Випперу и другим исследователям творчества Липпи, она оспаривает право мастера называться истинным, настоящим и непревзойденным художником своего времени, категорически отвергая ярлык «иллюстратора», пусть даже и превосходного.
Помимо вышеперечисленных авторов, в нашей работе были использованы некоторые сведения из работ, к примеру, И.А. Смирновой «Искусство Италии 13-15 веков»[8], П.П. Муратова «Образы Италии»[9]. Так же можно назвать сборники «История искусства зарубежных стран. Средние века. возрождение»[10] и «История зарубежного искусства»[11]. Однако, во всех этих работах дано в основном лишь краткое упоминание, а у таких известных и блистательных ученых, как Лазарев и Алпатов нет даже и упоминания, хотя казалось бы, каким знаменитым художником является Филиппо Липпи. Именно поэтому тема данной работы настолько актуальна для нашего времени и интересна для исследования.
1.Начало творчества
«Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам»[12]. Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке Джорджо Вазари приписывал Козимо деи Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику многих его произведений. Фра Филиппо родился около 1406 года и уже пятнадцати лет вступил в орден кармелитских монахов, хотя по всем данным своей натуры, склонной к мирским благам, расточительности и любовным авантюрам, мало годился для монашеского сана.
Он считался эксцентричным человеком, чье поведение не отвечало принятым нормам и являлось оскорбительным по отношению к монашескому одеянию, которое тот носил с юных лет. Филиппо имел характер скрытный и трудный, импульсивный и страстный, не был склонен соблюдать правила и держать свое слово. Тем не менее, существуют сведения, что Филиппо «вместо учения не занимался ничем иным, как только пачкал всяким уродцами свои и чужие книги, и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи»[13]. Впоследствии же, несмотря на неприглядность некоторых своих поступков, художник прославил свой монастырь, поскольку его даже называют «знаменитейшим живописцем».
Известно также, что Филиппо часто ссорился с заказчиками (как светскими, так и духовными), а также с сотрудниками своей мастерской. Причиной тому были денежные вопросы, обвинения со стороны заказчиков в том, что произведения не написаны им собственноручно, задержки в их исполнении. Из-за этого художнику неоднократно угрожали отлучением от церкви и даже привлекали к суду.
И, тем не менее, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. О его веселых похождениях ходили легенды, он запечатлен даже в новеллах. Есть сведения о том, что Филиппо был очень непоседлив, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство, из которого он, впрочем, освободился благодаря своему таланту живописца. Существует также легенда, что позднее он женился на похищенной из монастыря молодой монашке Лукреции Бути, на что потребовалось специальное разрешение папы, которое помог ему исхлопотать его покровитель Козимо Медичи. Как описывает Вазари, «Фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие»[14]. Радостью жизни проникнуто и все искусство Фра Филиппо, и именно он превращает религиозную картину в собрание портретов своих сограждан.
Кто был учителем Филиппо Липпи — неизвестно, авторы использованных в работе трудов несколько расходятся во мнении. К примеру, Д. Вазари и Г. Фосси утверждают, что основное влияние оказали произведения Мазаччо. Несколько иной точки зрения придерживается Б. Бернсон, так же говоря о том, что «Тем, что он достиг столь больших успехов, он обязан скорее Мазаччо, чем своей одаренности…», однако добавляет: «…декоративную манеру он заимствовал у своего первого учителя — запоздалого последователя Джотто (вероятно, Лоренцо Монако)…»[15]. Р. Виппер, в свою очередь считает, что «можно предположить Фра Беато Анджелико, так как некоторые типы и приемы блаженного монаха часто повторяются в картинах»[16]. Однако, совершенно очевидно, что на разных этапах творчества свое влияние оказали Мазаччо, и Фра Беато Анджелико.