Как же быть? Разумеется, следует сохранить все то положительное, что наработано в процессе исследования творчества в различных дисциплинах. И вместе с тем надо попытаться использовать знания, накопленные в рамках альтернативных - по отношению к западной - культурных традиций. Чтобы адекватно представить механизмы функционирования мышления на стадиях неосознаваемой переработки информации, я и предлагаю обратить внимание на опыт изучения (а на самом деле - опыт практикования) измененных состояний сознания в рамках различных медитативных техник.
Хотя творчество изучается самыми разными дисциплинами, наиболее интересные результаты получены в психологических исследованиях, которые при высоком уровне обобщения, близкого к философскому, опираются на экспериментальные данные, подобно многим конкретным наукам (например, психофизиологии).
В самом общем виде можно сказать, что в психологии существуют два понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностью мышления, т.е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разные варианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле - это интеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств, выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловлено представлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена. Среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мышления, сенситивность к противоречивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов и др. При этом в рамках обоих пониманий параметры интеллектуальной деятельности выявляются с помощью разнообразных тестов.
В целом же при исследовании творческой способности можно выделить по меньшей мере три направления:
1. на основе некоторых достаточно общих представлений предлагаются качества - это может быть как одно отдельно взятое свойство (допустим, обучаемость индивидаили дивергентность мышления), так и определенная их совокупность, - которые объявляются характеристическими для творческой способности. Затем разрабатываются тестовые задания, предназначенные для их измерения. Испытуемые, продемонстрировавшие наилучшие результаты, оцениваются как одаренные;
2. исследование параметров креативности базируется на изучении биографий выдающихся людей, которые уже не нуждаются в психометрическом тестировании на предмет выявления своей одаренности, поскольку их вклад в мировую науку, культуру, духовность признан сообществом;
3. на основании определенных, заранее заданных параметров, например, уровень академической успешности, признание коллег-экспертов, уровень общей интеллектуальности, превышающий 140 единиц по шкале 10 ("коэффициента интеллекта" и др.), изначально выделяется группа лиц, признаваемых в данном сообществе одаренными, и затем уже изучаются параметры их мыслительной активности.
Не будем подробно разбирать эти подходы, отметим лишь, что каждый из них сталкивается с определенными трудностями. В случае психометрического подхода неудовлетворительным оказывается то обстоятельство, что выявляемые с помощью тестов "одаренные личности" на самом деле далеко не всегда оказываются таковыми.
Что касается второго из упоминавшихся направлений, то здесь мы имеем ситуацию, в известном смысле обратную только что упомянутой: никто не сомневается в одаренности исследуемых личностей, однако вопросы возникают в связи с объективностью вычленяемых в ходе анализа параметров их мышления, поскольку чрезвычайно большую роль в таких моделях играют самые общие представления анализирующего (будь то сам автор открытия, его биограф или методолог науки) о природе творческого процесса. И, наконец, третий подход основан на изучении групп испытуемых, изначально отобранных в соответствии с определенными, заранее оговоренными критериями одаренности. Далее на такой основе сформированным группам, как и в первом случае, предлагают тестовые задания, выявляют и сопоставляют отличия. Однако при этом происходит своего рода переориентация исследовательской парадигмы: от изучения интеллектуальной деятельности "извне" (как при психометрическом анализе) предлагается перейти к взгляду "изнутри". Соответственно вводится обобщающее понятие ментального опыта индивида, как главной структурной единицы анализа.
Поскольку этот подход нам кажется наиболее перспективным, остановлюсь на нем чуть подробнее.
В рамках такого рода исследований удалось, в частности, установить, что "интеллектуальная одаренность в условиях ее реального выражения характеризуется изменением типа репрезентирования, причем эти изменения касаются разных уровней познавательного отражения. В частности, умозрение "одаренных" старшеклассников отличается направленностью на обобщенные (категориальные) аспекты происходящего, большей дифференцированностью "видения" будущих событий. Более богатым семантическим контекстом, который оперативно развертывается их понятийными структурами, и, наконец, более высоким уровнем непроизвольного интеллектуального контроля".
В творческих поисках ответа на животрепещущие вопросы современного бытия оказываются задействованными самые разные подходы, методы, традиции проникновения в сущность явлений. Это и естественно-технические изыскания, и синергетика, вбирающая в себя достижения естественных и социально-гуманитарных наук, и философские, социальные, психологические, педагогические науки, и, как ни странно звучит, мистика.
В мистике освобождается человек от его подавленности природным миром. Самая сильная сторона большой части оккультных учений – это учение о космичности человека, это познание большого человека. Только мистики хорошо понимали, что происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космосе. Знали они, что душевные стихии человека космичны, что в человеке можно открыть все наслоения мира, весь состав мира. Мистика всегда противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое пространство, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок её, а целая малая вселенная, включающая все качества вселенной большой, отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающая. Свой вклад в решение проблем гуманизации творческой деятельности вносят и представители естественных, физико-математических, технических наук, многое сделавшие для развития атомной энергетики, освоения космоса, кибернетики, синергетики, информатизации общества. Они раньше и острее других почувствовали опасность технократизма, абсолютизации информатики, необходимость возрождения идеалов гуманизма и духовности.
Больших успехов добиваются ныне государства, которые заботятся о раскрытии творческих способностей человека, об их формировании и реализации, соответствующим образом направляя деятельность семьи, системы образования и всех социальных институтов общества. Именно такие государства нерациональному расхищению традиционных видов энергии, бездумному древнему идеалу потребительства, которое является своеобразной моделью самоедства и разрушения, противопоставляют силу Разума, Духа творчества, любви, способность гармонизации отношений с окружающей средой.
Механистически-технократическому рационализму сегодня противостоит быстро развивающаяся синергетика (теория саморазвития), представленная такими именами, как И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, Е.Н. Князева и др. Суть ее в попытке преодолеть представления о жестоко детерминированном, линейном развитии сложно организованных систем. Главное – не навязывать им пути развития, а способствовать их собственным тенденциям организации. Синергетика может пролить свет на многие существенные вопросы, касающиеся творческого взаимодействия общества и человека. Это взаимодействие состоит из двух составляющих – детерминированная, обусловленная заранее известными обстоятельствами регуляции, управление; вторая – саморегуляция, саморазвитие, зависящее от вероятностных законов, делающих возможным альтернативу выбор, порождающих неожиданные решения.
Согласно синергетике, существует возможность строить формы социальной организации не методом слепого оборота, многократных проб и ошибок, не уповать на постепенное развитие общества, а резонансно возбуждать надлежащие формы социальной организации. Как живая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структуры посредством матричного дублирования – ДНК, так необходимо свернуть в десятки, в сотни раз длительный и многотрудный путь эволюции в обществе.
Условием перестройки социальной среды является изменению социально-психологического климата общества. Смысл в мир вносит не только человек, человеческая культура, но и сама природа. От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, подчинения природных сил важно перейти к сотворчеству. Возвышение человека возможно лишь в рамках возвышения природы, детищем которой и является человек, обладающий способностью понимания. А это Разум, чувство, душа, открытость человека всему новому. В развитии такого творческого мышления огромную роль играет интуиция. Синергетика рассматривает интуицию как «самодостраивание», как «резонансное возбуждение творчества». Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов пишут: «… самодостраивание дано нам как великий подарок природы, многократно сокращающий тщетные попытки, многочисленные инферны, зло, неудачные усилия и пробы. Как только в ходе блужданий по полю неоднозначных путей эволюции произошло событие выпадения на определенную структуру – аттрактор, то все само достроится, организуется, проявится, напишется и т.д.». Озарение, вдохновения, интуиция представляются как пульсация сверхсознания над сознанием.