Смекни!
smekni.com

Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова (стр. 1 из 7)

Городская открытая научно-практическая конференция

школьников и студентов

Тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и

М.Ю. Лермонтова

Автор:

Научный руководитель:

2007г.

План

Введение. 3

Биография М.А. Врубеля. 4

Биография М.Ю. Лермонтова. 8

К вопросу истории создания и воплощения идеи «Демона» в творчестве М.А. Врубеля. 15

демон лермонтова и демон врубеля. 23

Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. 31

Использованная литература. 35

Иллюстрации. 36

Приложения. 40

Введение

В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова. В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон». А также такие задачи, как:

- изучение творчества М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте заявленной темы; выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;

- определение особенностей творческого метода в работе над «Демоном» М. Врубеля и М. Лермонтова;

- сравнительный анализ произведений этих художников.

Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета – литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств.

Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.

Биография М.А. Врубеля

Врубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишился рано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постоянной сиделкой. Отец, военный юрист, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому после окончания гимназии Врубелю, совершенно не испытывавшему интереса к уготованной ему профессии, пришлось поступить на юридический факультет Петербургского университета. Но по окончании учебы, проработав несколько месяцев в военно-юридическом ведомстве, он все же решил круто изменить свою жизнь и поступил в Императорскую академию художеств.

Еще до поступления в академию Врубель рисует в разных техниках – карандашом, пером, акварелью, маслом. Профессиональных навыков у него нет, разумеется, пока еще нет, но уже заметна выразительность и характерность. Его занимает содержательность сюжета, поэтому под рисунками часто присутствуют подписи, словесный комментарий.

В течение четырех лет учебы он напряженно работает, изучая классическое искусство, совершенствуя мастерство и стремясь выработать собственный стиль. Врубель много рисует пером и акварелью – бытовые сценки, натурщиков в различных костюмах, используя пока сто вполне традиционные методы. На формирование стиля художника сильно повлиял метод работы П. Чистякова, класс которого он посещал. В Частности, для облегчения построения какого-либо предмета Чистяков предлагал изображать его ограниченным, представляя изгибы формы как плоскости многогранника, по-разному повернутые в пространстве.

Профессор Чистяков отметил недюжинные способности своего ученика и его тяготение к монументальным формам, поэтому, когда в 1884г. к нему обратился известный историк искусства А.В. Прахов с просьбой подыскать хорошего художника для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, не задумываясь, рекомендовал Врубеля.

Врубель покинул академию, и в его жизни начался новый этап. В Кирилловской церкви он должен был не только вести реставрационные работы, но и написать несколько новых композиций взамен утраченных, а также иконостас. Чтобы проникнуться духом старых итальянских и византийских мастеров, Врубель специально ездил в Венецию.

В написанных им иконах Врубелю удалось соединить образы византийской древности с новыми тенденциями в искусстве рубежа веков, с острым психологизмом нового времени. Особенно сильное впечатление на зрителя производит Богоматерь с младенцем – быть может, потому, что, создавая этот образ, художник испытывает совершенно особые чувства: черты Богоматери он увидел в облике Эмили Праховой, жены своего работодателя, в которую страстно влюбился с первой встречи.

За время жизни в Киеве Врубель создал немало интересных произведений. Среди них – картина «Девочка на фоне персидского ковра» (где изображена дочь ростовщика, к услугам которого художнику часто приходилось прибегать), серия иллюстраций к «Анне Карениной», множество акварельных рисунков. Здесь же, в Киеве, Врубель впервые обратился к теме Демона, ставшей впоследствии ключевой в его творчестве. Именно в этот период начинается формирование самобытного стиля Врубеля с его необыкновенным сияющим колоритом, с «кристаллическим рисунком», который отличает его от всех остальных художников.

Врубель надеялся получить заказ и на роспись Владимирского Собора. Он даже подготовил эскизы, которые, однако, так и остались эскизами. Единственное, что удалось выполнить мастеру, - орнаменты в боковых нефах собора. Но даже в такой, казалось бы, незначительной работе он смог проявить свою индивидуальность и привлечь к себе внимание. Меж тем признание широкой публики не приходило. Жить становилось все тяжелее, и чтобы найти хоть какие-то средства к существованию, художник брался за самую тяжелую ремесленную работу или писал картины за гроши (причем большая их часть была отвергнута заказчиками).

В 1889 г. Врубель переезжает в Москву. Здесь он встречается со своим другом еще со времени академии В. Серовым, знакомится с К. Коровиным, которые ввели его в дом Саввы Мамонтова, положив начало их тесному общению, продолжавшемуся вплоть до смерти художника. Мамонтов, богатый промышленник и меценат, «русский Медичи», создал в своем московском доме на Садовой-Спасской и в подмосковном имении Абрамцево нечто вроде культурного центра, где собирались художники, музыканты, актеры, такие как Поленов, Суриков, Васнецов, Репин, Антокольский, Серов, Шаляпин, Станиславский. В этом кружке Врубель почти сразу же занял ведущее положение.

В творчестве художника наступает самый продуктивный период – он много и плодотворно работает в разных жанрах и техниках: пишет портреты (Арцыбушева и Мамонтова), декоративное панно («Венеция» и «Испания», «Фауст»), занимается дизайном, делая эскизы для абрамцевского дома, начинает работать с керамикой, активно экспериментирует, соединяя различные технические приемы, смешивая эмали и глазури. Благодаря его экспериментам с этой техникой керамику стола возможно использовать в облицовке зданий (знаменитое керамическое панно на фасаде гостиницы «Метрополь»).

Врубель продолжает писать акварелью, причем делает довольно большие работы, не характерные для данной техники («Гензель и Гретель», «Царевна Волхова»). Ему нравятся смешанные техники – акварель, белила, тушь, гуашь, сепия, карандаш, уголь, пастель. В таком стиле часто написаны эскизы декораций, которые сами по себе являются произведениями искусства. Но все же наиболее значительные произведения этого периода написаны в технике масляной живописи, с использованием различных приемов письма – Врубель накладывает мазки то легко и прозрачно, то густо и пастозно, работает как мягкой, так и щетинной кистью, тонким ножом. Колорит, как правило, насыщенный, богатый оттенками и переливами. Для выделения главных персонажей часто используются крупные планы, фрагментация; части фигуры и предметов как бы выходят из картинной плоскости на зрителя.

Важное место в творчестве художника занимает сценография: Врубелю принадлежит оформление многих спектаклей Частной оперы Мамонтова. Для театра Врубель становится незаменимым человеком, многие современники упоминают о его феноменальной зрительной памяти и энциклопедических знаниях в области этнографии, истории костюма, архитектуры. Он мог нарисовать эскиз в любом стиле, набросать исторически верный рисунок костюма или эскиз мебели любой эпохи, не обращаясь к справочным изданиям.

В Частной опере художник встретил и свою любовь – певицу Надежду Забелу. Голос и облик ее настолько поразили Врубеля, что в первый же вечер знакомства он сделал ей предложение. Вскоре они поженились. Забела исполняла почти все заглавные партии в операх Римского-Корсакова, ставшего вскоре близким другом Врубеля, открывшим для него мир русской сказки. «... Благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду... » И действительно, из-под его кисти в этот период выходит особенно много работ на тему народной поэзии, русских сказок и былин («Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь», «Микула Селянинович», «Богатырь»), а под влиянием опер Римского-Корсакова появляется целая серия майоликовых скульптур («Садко», «Снегурочка»).

В более поздних работах, таких как «Пан», «К ночи», «Сирень», заметно влияние символизма, зародившегося на рубеже веков. Это таинственные картины, полные волнения и тревоги, рассказывают о фантастических силах, скрывающихся в обыденных вещах.

В 1901 году у Врубеля родился сын – «мальчик прелестный, с каким-то поразительно сознательным взглядом... но с раздвоенной верхней губкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное и неуклонное погружение... в стихию его конечного Демона» (из воспоминаний А.А. Врубель). Кроме того, на него повлияло неприятие публикой «Демона поверженного», в которого он, кажется, вложил все силы своей души.