Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Художественно-графический факультет
Кафедра «Дизайна и МПО»
Курсовая работа по формообразованию:
Тени - «нематериальное» средство организации формы
Чебоксары 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие «тени»
1.1 Свойства теней
1.2 Освещение в пространстве. Тени и пластика
1.3 Мастер света и тени Куми Ямашита
Глава 2. Практическое применение «теней» в дизайне и архитектуре
Заключение
Библиографический список
Введение
Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения.
Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. Особое место отводится этому понятию в философских системах, в наибольшей степени — в восточных; например, «тень» древнекитайской философия и искусства, в зависимости от контекста, репрезентирована несколькими категориями. «Тень укрепляет форму, свет разрушает ее», – говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма была безликой и плоской.
В настоящее время тени, как «нематериальному» средству организации формы, уделяется большое внимание, как в дизайне быта человеческих вещей, так в архитектуре и вообще в природе. Человеку всегда было интересно, откуда берется тень, почему изменяется и как может действовать на человека в эстетическом плане. Я выбрала тему «Тени – «нематериальное» средство организации формы», потому что это пространственное оптическое явление, на мой взгляд, является неотъемлемой частью всех предметов окружающего нас мира и подчеркивает индивидуальность и уникальность их существования.
Моя задача заключается в выяснении понятия «тени», изучить их свойства, как средство организации формы, рассмотреть тень в практическом применении. Основная цель моей курсовой работы – применить полученные знания на практике, при разработке моего макета.
Глава 1. Понятие «тени»
Тень — пространственное оптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества; например, в газообразном или жидком состоянии) между нею и источником света. Контурами своими тень в той или иной степени, и с учётом ряда условий, повторяет контуры этой преграды света. В зависимости от состояния среды его прохождения, интенсивности и угла его падения, его цветовых характеристик, направленности и удалённости от объекта и поверхности, а последних — друг от друга, фактурного характера, отражательной способности, прозрачности и формы их, — может изменяться острота и жёсткость контуров, степень контрастирования с поверхностью, глубина затемнённости и окрашенности этого силуэта (от еле уловимого, бледно-серого или тусклоцветного — до насыщенно тёмного цветного, и бархатно-чёрного). В случае наличия касания между объектом и поверхностью, тень непременно имеет «касание» и с ним, а в случае отсутствия такового — объект отбрасывает на поверхность тень также в виде силуэтной фигуры, повторяющей его очертания, и отвечающей всем вышеуказанным условиям, но изолированного от него (ряд поправок вносит фактор отсутствия этого контакта, влияющего на однородность и цветность силуэта). Тень будет полностью или частично покрывать объекты, находящиеся между нею и объектами, ближайшими к источнику излучения. Она возникает и на поверхности самого объекта — со стороны противоположной источнику света, причём при наличии одного такого источника и непрозрачности объекта, она будет глубже, нежели — ложащаяся на самостоятельную поверхность, но теневая сторона объекта может также получать рефлекс от этой поверхности или от других объектов. Данное эмпирическое определение существенно эпистемологически отличается от того, которое дают этому явлению: физика, оперирующая представлениями о фазовых состояниях вещества, волновой природе света и оптики; — Психология восприятия цвета и физиология зрения.
Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. Особое место отводится этому понятию в философских системах, в наибольшей степени — в восточных; например, «тень» древнекитайской философия и искусства, в зависимости от контекста, репрезентирована несколькими категориями.
Слово «тень» в отдельных случаях может служить синонимом слову призрак («тень отца Гамлета»); парадоксальный смысл приобретет такое употребление по отношению, скажем, к призраку, который в соответствии с демонологическими представлениями лишён таковой.
1.1 Свойства теней
Воздушная перспектива
Основной принцип звучит так: чем дальше от нас объект, тем он менее контрастный. Дело в том, что воздух не такой прозрачный, каким кажется. Он умеет рассеивать свет, поэтому контраст теряется. Горы на горизонте все видели? То же самое применимо и к небольшим объектам и сценам (чтобы добиться эффекта глубины на картинке, нужно это подчеркнуть).
1. Чем ближе к наблюдателю находится тень, тем она темнее. Чем она дальше, тем она прозрачней. Самой темной частью тени будет ближняя к нам часть, близость части определяется на глазок
2. Чем больше расстояние между объектом и тенью, тем прозрачнее тень. Это опять-таки связанно с рассеиванием света в воздухе. Можно сказать, что чем большее расстояние «проходит» тень, тем больше «поглощается»). Это значит, что у стоящего на плоскости предмета (например, столба или куба) самую темную тень отбрасывает основание, а самую светлую — верхушка.
Оптические иллюзии
Около 80% восприятия мира приходится на долю глаз, но обрабатываем изображения мы все-таки мозгом. Человеческий мозг — хорошо настроенная штуковина. Часть информации он игнорирует, а часть искажает, чтобы получилась более качественная картинка. Любой экран по своим качествам сильно отстает от реальности, поэтому нужно мухлевать, чтобы получилось похоже.
Важная мелочь. В природе и быту нет ни одного идеально гладкого предмета. Какой тщательной шлифовке его не подвергай, он все равно не будет абсолютно плотно прилегать к поверхности, на которую ты собираешься его поставить
1.2 Освещение в пространстве
Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики «формы-оболочки». Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света, его цветности и распределения.
Художественно-выразительные задачи и приемы состоят: в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световой среды. Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированного или рассеянного освещения, или их комбинировании. Важное значение имеет положение источника света по отношению к пространственной форме. Свет от солнца или небосвода поступает в помещение извне через световые проемы. Величина последних, форма и местоположение активно влияют на характер освещения. Освещенность также связана с географической широтой и динамическими ритмами смены суток и времен года. Направление и длина теней изменяются в течение дня. Самая короткая тень отбрасывается одним и тем же предметом в полдень, более длинные — утром и вечером. Чем ниже солнце над горизонтом, тем длиннее тень. По направлению теней можно судить о сторонах горизонта: в полдень солнце светит с юга, утром — с востока, вечером — с запада. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом и при этом обеспечивается естественная пространственная и временная ориентация человека. Источники искусственного освещения размещаются внутри помещения и являются материальными элементами среды. Для искусственного освещения характерно преимущественное использование прямого света и возможность свободно направленного его распределения по плоскостям «формы-оболочки». Действие света проявляется по физическим законам: освещенность зависит от силы света, расстояния от источника и угла падения световых лучей. Зрительно это воспринимается в виде интенсивности светотеней и характера их модуляции. При малых проемах возрастает доля рассеянного отраженного света, возникает большая градация Освещенности от светлых до темных участков. Отраженный свет со множеством рефлексов создает ощущение необычности среды. Таково таинственное воздействие гипостильного зала в египетском храме или целлы в греческом храме. При больших проемах наблюдается относительная равномерность интенсивного светораспределения, напоминающая естественные условия. Так, большая освещенность торговых пассажей через стеклянный свод вызывает ассоциацию с городской улицей.
Растянутая градация освещенности отраженным светом позволяет создать «живописную» светотень и выявить пластичные свойства формы. Направленный прямой верхний свет или отраженный боковой обычно скользит по поверхности, модулируя ее пластику. При больших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждения по контурам и силуэтам. Если в первом случае для «формы-оболочки» характерно проявление скульптурности массы, то во втором — ее графичности.