Вторая природа определяет присутствие в модели представлений о весе и направлении потребностей, позволяющих проектировщику дифференцировать потребности для проектирования и оценки продуктов дизайна.
Вес – сила потребности для человека. Мы используем понятие «вес», потому что оператор постоянно сравнивает потребности друг с другом, и потребность, наделенная наибольшим весом, направляет действие. Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. Вес потребности определяется в зависимости от индивидуальности человека при взаимодействии человека с реальностью. Доминирующая потребность активирует действие, которое проходит по направлению доминирующей потребности.
Направление – способ удовлетворения потребности. По отношению к модели направление будет выражено в виде блокирующей и движущей потребности. Т.е. потребность, реализация которой в реальности встречает какое-либо препятствие со стороны внутренних или внешних факторов, может быть представлена в модели как блокирующая потребность. В случае если внутренние или внешние факторы дают дополнительный стимул для реализации потребности, такая потребность будет называться движущей. Направление потребности возникает при взаимодействии с реальностью.
Как блокирующие или движущие, потребности могут рассматриваться по отношению к определенному действию.
Движение с уровня на уровень и от одной ситуации к другой происходит благодаря весу потребности. Систему потребностей человека можно представить как особого рода генетическую структуру, в которой у каждой потребности есть одна или несколько предшествующих, и, соответственно, она тоже может выступать основанием для появления одной или нескольких потребностей другого уровня. Все они вырастают из базовых потребностей человека. Вес, или сила, потребности – это результат взаимодействия нескольких потребностей, имеющих разное направление и обусловленных степенью несоответствия предметного мира человеку. Несоответствие не следует трактовать как целиком негативное состояние, поскольку именно оно подталкивает человека к деятельности. Чем больше несоответствие, тем больше напряжение, организующее проявление веса потребности. Потребность – ответ на зафиксированную степень несоответствия человеку окружающего мира.
Высокий вес может быть у потребности с любой направленностью. Низкий вес потребности приводит к тому, что она не влияет на деятельность непосредственно.
Наличие предмета может усиливать вес потребности. Например, инструмент, качественно выполняющий свою функцию, поддерживает работу специалиста. Так, штатив, позволяющий удобно управлять фотоаппаратом, поддерживает вес потребности в работе фотографа. Приведенный выше пример с черно-белым кино тоже демонстрирует вариант усиления веса потребности. Сам по себе вес потребности – относительная величина, которая может быть определена только по отношению к другим потребностям.
Движущие и блокирующие потребности
Используя разрабатываемую модель проектирования, проектировщик в большей степени будет работать не с ситуацией, а с потребностями человека. Чем полнее его представление о них, тем более адекватен результат проекта. Учитывая динамическую картину психики человека, помимо веса потребностей необходимо говорить об их направленности. Дифференциацию можно начать с того, что любая потребность способна выполнять две функции – быть движущей либо блокирующей по отношению к действиям человека. Движущая потребность – это та, которая стимулирует деятельность. Соответственно, блокирующая потребность останавливает деятельность.
Если вес показывает степень несоответствия в человеке, то направление потребностей – место, где это несоответствие существует. То есть, направление потребностей связано со степенью активности человека в его отношениях с предметным миром.
Картина диалектических взаимодействий блокирующих и движущих потребностей довольно разнообразна, и мы не ставим задачей разработку какой-либо типологии.
Блокирующая потребность может трансформироваться в движущую в случае, когда благодаря особенностям ситуации она оказывается связанной с потребностями более высокого уровня, в контексте которых она проявляется. Наоборот, движущая потребность превращается в блокирующую по мере нарастания удовлетворенности человека, а также в случае появления в структуре впечатления того или иного предмета, обладающего более высоким весом и активирующая другие потребности.
Если блокирующей выступает потребность более низкого уровня, то она препятствует удовлетворению потребности более высокого уровня.
На смену «амплуа» потребности оказывает влияние изменение ситуации, приводящее ко взгляду на предмет как бы со стороны и необходимости его оценки глазами другого человека.
Здесь играют роль длительность и характер эволюции отношения человека к вещи. Приобретение и привыкание порождают разные эмоции и, соответственно, влияют на направленность потребностей. Все приведенные примеры доказывают необходимость для проектировщика представлять картину потребностей индивида как динамичную и способную к изменениям.
Решение конкретных задач происходит с двух сторон: за счет изменения направления потребностей, и за счет изменения веса потребностей.
Два приема работы при решении конкретных задач:
1. переключить направление потребности, превращая ее из блокирующей в движущую;
2. «выместить» блокирующую потребность движущей.
Оба метода работают по одному принципу – с помощью предмета проектировщик уменьшает вес блокирующих потребностей и увеличивает вес движущих.
Блокирующие потребности – это те потребности, которые останавливают движение человека. Все активированные потребности можно считать движущими или блокирующими, важно то, что по отношению друг к другу они противоположны, а какие в результате будут движущими, а какие блокирующими это определяет проектировщик, руководствуясь задачами, поставленными перед ним в техническом задании.
Проявление синтеза свойств потребностей
Через потребность высокого веса происходит активация потребностей более низкого, при этом активированные потребности могут носить разнонаправленный характер.
Проблема принятия решения для осуществления деятельности является одной из причин противоречий для человека, а, следовательно, и причиной неконгруэнтности. Проблема принятия решения осложняется путаницей величины потребностей разных уровней. Чем выше уровень потребности, тем более широкое влияние она имеет на человека в различных ситуациях, и наоборот низкий уровень потребности, являясь проекцией потребностей высокого уровня, влияют на узкий круг ситуаций, которые зачастую не повторяются вовсе. Проблема в том, что вес высокой и низкой потребности ощущается субъектом одинаково. Потребность в развитии семьи обладает меньшим весом, чем потребность в удаче, когда человек проигрывает все семейные сбережения в игровом автомате. Причем подсознательно человек понимает либо чувствует разницу между уровнями, осознавая, что семья значительно более важный фактор, чем виртуальная удача. Однако разум не в состоянии предъявить человеку всю широту влияния семьи на его жизнь, из-за ограниченности своего объема и из-за интенсивности стимулов, которые повышают вес низких потребностей, вымещая из сознания потребности высокого уровня и направляя деятельность.
Критерии проекта
Основные критерии разрабатываемой модели – степень соответствия внешней и внутренней конгруэнтности. Все конфликты и несоответствия, обозначенные в первой главе, в конечном счете, охватываются этими двумя понятиями. Внешняя конгруэтность связана с когнитивной активностью и познавательными способностями, т.е. с той частью человека, которая взаимодействует с окружающим миром. Соответствие проектируемого предмета требованию внешней конгруэнтности связано с учетом целостности познавательных процессов по отношению к целостности рассматриваемого предмета. В случае если проектировщик предъявляет потребителю предмет, восприятие которого выходит за рамки его познавательных способностей, попытка понять предмет перегружает сознание потребителя и блокирует его дальнейшие действия в этом направлении. В случае если проектируемый предмет является частью впечатления, субъект может отвлечься на другой предмет в рамках своего впечатления, и тогда дальнейшие его действия будут детерминироваться внешними обстоятельствами. И в том, и в другом случае внешняя неконгруэнтность определяется степенью несоответствия смысловой целостности предмета и границ впечатления. Д.А. Норман, говоря об этом феномене, использует формулировки «зазор исполнения» и «зазор оценки». Вычленение зазоров, по его мнению, позволяет проанализировать причины неудачного дизайна и практических выводов по возможности его улучшения.
Рис. 11. Выражение внешней конгруэнтности через впечатление
Так же необходимо отметить и то, что подход к созданию впечатлений может быть: субъективным – собственное представление проектировщика о проектных ситуациях; и объективным – использование социологических данных и исследований психологов. Каждый из этих способов имеет достоинства и недостатки, но в любом случае окончательный выбор совершается проектировщиком.
Однако самый важный критерий проекта – соответствие внутренней конгруэнтности. Вторая природа предстоит перед человеком в виде реальности со столь высокой степенью разрозненности, что человек при взаимодействии с ней теряет свою целостность из-за возникающих противоречий между потребностями. Конгруэнтность достигается за счет отсутствия внутренних противоречий в человеке. В свою очередь, противоречия складываются из потребностей, направленных в разные стороны. Потребности, направляя деятельность человека в разные стороны, нарушают целостность человека, согласованность между его психологическими и физическими частями, и, как результат, происходит ослабление производимых действий либо негативное ощущение от реализации потребности. Это можно показать с помощью схемы. В первом случае активированные ситуацией потребности существуют в человеке как одно целое, во втором активированные потребности разделяют человека на взаимодействующую с ситуацией часть и остальную часть.