Смекни!
smekni.com

Теория самодеятельного творчества (стр. 2 из 5)

Мотивы участия в самодеятельном творчестве

1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы - мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум – в индивидуальных видах творчества, максимум – в групповых).

4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.

Стимулы участия в самодеятельном творчестве

1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями.

2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения).

3. Художественно-творческие стимулы – участие в концертах, смотрах, фестивалях.

4. Престижные стимулы – все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т.д.

5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) – дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т.д.

6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова – премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т.п.

IV. Самодеятельное творчество протекает в сфере свободного времени.

В свободное время включаются затраты на следующие занятия:

- учеба и повышение кадров;

- общественная работа;

- творческие и любительские занятия;

- пользование средствами массовой информации;

- посещение учреждений культуры и зрелищ;

- общение;

- занятия физкультурой и спортом;

- пассивный отдых и другие виды занятий.

Свободное время представляет большую ценность, как для каждого человека, так и для общества в целом. Оно – необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности. Свободное время – специфическая, нематериальная форма богатства каждого человека, семьи и общества.

Специфические признаки самодеятельного творчества

Непрофессиональное положение участников.

Отсутствие у них специальной подготовки к деятельности.

Более низкий, чем у профессионалов уровень деятельности.

Безвозмездность.

Организованность. Организованная самодеятельность- группа людей, объединенная общими интересами, имеющая руководителя (профессионала или просто лидера, не получающего за это деньги), и находящаяся в рамках какой-либо организации. Неорганизованная самодеятельность – без какого-либо руководства и вне рамок какой-либо организации (молодежные «тусовки», массовые праздники). Неорганизованная самодеятельность может являться резервом для организованной самодеятельности.

Сущность самодеятельного творчества

Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость».

Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс.

Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна.

Самодеятельность имеет творческий характер, ибо, выступая средством реализации сущностных сил индивида, она нестереотипна по своей сути, максимально индивидуализирована.

Сущность самодеятельности заключается в самостоятельной, добровольной активно-творческой деятельности, обусловленной внутренними потребностями ее субъекта и свободной от внешних побуждений.

Таким образом, самодеятельное творчество – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время.

3. Функции самодеятельного творчества

Термин «функция» заимствован из математики, в буквальном переводе с латинского – «предназначение». Функции самодеятельности – это ее общественное предназначение, обусловленное общественными потребностями и особенностями системы социально-культурной деятельности. Существует огромное количество разных классификаций функций. Рассмотрим классификацию функций самодеятельного творчества Е.И. Смирновой.

Самодеятельность, организуемая культурно-досуговыми учреждениями, является подсистемой 3-х больших систем.

1. Организованная самодеятельность для ее участников (но не для руководителей) относится к сфере досуга. В силу этого самодеятельность обладает функциями досуга.

2. Разворачиваясь на базе культурно-досуговых учреждений, являясь содержательной частью их работы, самодеятельность сама оказывается социально-культурной деятельностью и поэтому как часть этого целого не может не обладать ее функциями.

3. Содержательная основа самодеятельности является частью какой-либо из сфер культуры: художественная самодеятельность – часть художественной культуры общества, техническая самодеятельность – часть технической культуры. Поэтому эти связи порождают новые группы функций.

Рассмотрим эти функции поподробнее.

1. Функции свободного времени (досуга)

а) Функция отдыха или рекреативная функция – восстановление сил, затраченных на производстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.

б) Гедонистическая функция (Гедонис – бог удовольствия) или функция развлечения – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.

в) Функция развития личности – усвоение знаний, умений и навыков.

Функции социально-культурной деятельности(СКД)

а) Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно, руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя ее качества в лучшую сторону.

б) Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создает творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального, или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные.

в) Просветительная или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива.

г) Гедонистическая - реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций в процессе занятий любимым видом творчества.

д) Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве.

е) Функция культурного посредничества – участники самодеятельности пропагандируют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством.

3. Частные функции

Рассматривая частные функции, следует отметить, что система взглядов на классификацию явлений культуры, а тем более на функции каждого вида находится в процессе становления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала, она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностью культуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека, развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры (политической или технической) является соответствующих способностей человека (политических или технических).

ВЫВОД. В первых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всем ее видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущие одним видам и не свойственные другим. Таким образом, природа самодеятельного творчества полифункциональна.


4. Самодеятельность как социально-педагогическое явление

Самодеятельность – предметная деятельность, как и всякая другая подобная деятельность, имеет предметные результаты. Например, в хоре – это песня, театре – спектакль, хореографии – танец и т.д.

Схема структуры любой производственной организации

Блок управления

Управляемый Предметные

объект Деятельность результаты

В первый блок (блок управления) входят цели, задачи, программа деятельности, сами руководители. Во второй блок – материалы, люди, средства производства. В третий – сам процесс производства.

Схема структуры педагогической системы

Педагогическое

управление

(педагогические процесс изменения новые

задачи) и совершенствования качества

учеников учеников

Объект педагогического

воздействия

Целью педагогики является образование и просвещение. Активность учеников и педагогов взаимна, они одинаково участвуют в педагогическом процессе. Продукт – новые, приобретенные в результате целенаправленного действия качества индивида или группы.

Блоком управления здесь является блок педагогического руководства, а содержанием деятельности – процесс изменения качеств личности, процесс человека более совершенного в сравнении с его же собственными качествами в момент включения в эту педагогическую деятельность.