Смекни!
smekni.com

Теория стихосложения (стр. 2 из 6)

В русском и западноевропейском стихосложении сохранились названия стоп античного стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон. Стихи сейчас не поют, а произносят и читают, поэтому основой современного русского стихосложения являются не долгие и короткие слоги, а слоги ударные и безударные.

Антонимы – это слова с противоположными значениями. В художественной литературе, особенно в поэзии, очень часто пользуются антонимами, чтобы придать произведению больше выразительности. Например, мы читаем у Марины Цветаевой:

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную.

Антонимы иногда встречаются и в названии произведений, например, у А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и «Живые и мертвые» у К.М.Симонова.

Апострофа (от греческого apostrophe – отклонение) – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному или к отсутствующему лицу как к присутствующему.

Прощай, свободная стихия!...

(А.С.Пушкин, «К морю»)

Александр Сергеевич!

Разрешите представиться –

Маяковский.

Дайте руку!

(В.В.Маяковский, «Юбилейное»)

Ассонанс (от латинского assonare – созвучать) – 1) повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков (например: «Пора! Пора! Рога трубят»); 2) неточная рифма, в которой совпадают, созвучны только гласные звуки. В русской поэзии ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже только гласных в этих слогах: красивая – неугасимая, девочки – вербочки и т.д.

Ночь капель считает,

как лекарство,

в рюмку-лунку: три …

четыре … пять …

Месяц за лесами отыскался,

посветив, нырнул

за тучу спать …

(Н.М.Грибачев, «Весна в «Победе».)

Баллада – (провансальское ballada, от ballar – плясать; итальянского - balata) – лиро-эпический стихотворный жанр русской поэзии XIX – XX вв., в котором черты эпического произведения (сюжетность, наличие персонажей) сочетаются с ярко выраженным лирическим началом (психологизм, эмоционально-экспрессивная окраска стиля, передающего идеи и настроения самого поэта).

Еще в средние века баллада впервые появилась как лирический жанр (плясовая песня с любовной тематикой) во французской и итальянской поэзии. Однако русская книжная баллада, возникшая в поэзии В.А.Жуковского, развивала традиции жанра английской (народные баллады о Робин Гуде, баллады Р.Бернса и поэтов-романтиков С.Кольриджа, Р.Саути, В.Блейка) и немецкой баллады (произведения И.В.Гете, Ф.Шиллера, Л.Уланда). эти баллады были небольшими сюжетными лиро-эпическими произведениями, основанными на мифах, легендах, сказаниях, историческом или бытовом материале. Авторы русских баллад учитывали также опыт русских народных песен-баллад («Ванька-ключник», «Сестра и братья-разбойники», «Горе» и др.), которые отличались и от эпических жанров фольклора – былин, исторических песен (объемом), и от лирических песен (сюжетностью). В жанре баллады слились, таким образом, различные традиции.

Баллады вслед за Жуковским («Людмила», «Светлана», «Лесной царь») писали многие русские поэты XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), Лермонтов («Бородино», «Воздушный корабль», «Спор»), А.К.Толстой и другие. Не менее популярен жанр баллады и в поэзии XX в. (баллады С.А.Есенина, Н.С.Тихонова, Э.А.Багрицкого, А.А.Вознесенского и другие).

Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но балладные сюжеты сильно отличаются от сюжетов эпических произведений.

Сюжет в балладе только пунктирно, схематично намечает ход событий. Действия персонажей – участников этих событий – не имеют развернутых характеристик. Временные и пространственные координаты происходящего условны и в принципе малосущественные для понимания смысла произведений.

Сюжет баллады не имеет самостоятельного значения. Скорее, это своеобразный прием, необходимый для того, чтобы мотивировать возникновение у персонажей и автора определенных чувств, настроений и переживаний. Количество персонажей в балладе минимально (как правило, два или три). Иногда это только участники диалога, как в балладе Лермонтова «Бородино». Решающее значение в балладах имеет подтекст: лирический (баллады Жуковского), философский ( «Песнь о вещем Олеге» Пушкина )или социально – психологический («Бородино» Лермонтова).

Белые стихи – с системах стихосложения, применяющих рифму, - стихи разнообразных размеров, не имеющие рифмы. Белые стихи можно найти почти у всех русских поэтов. Белыми стихами написаны многие известные драматические произведения , как, например, «Борис Годунов» или «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, исторические драмы А.К.Толстого и другие.

Буколическая поэзия (от греческого bukolos – пастух, bukolikos – пастушеский) – один из видов античной поэзии, произвдения, в которых воспевались выдуманные прелести жизни сельских жителей – «селян»: земледельцев, пастухов, рыбаков, живших якобы без забот и труда, в песнях и танцах. Распространенными формами такой поэзии, приукрашивающей действительную жизнь, были пасторали, идиллии, эклоги, небольшие поэмы, пьески-диалоги, повести. Известными античными писателями-буколиками были греческий поэт Феокрит (III в. до н.э.) и римский поэт Вергилий (I в. до н.э.).

Буколическая поэзия имела распространение в литературе французского и русского классицизма и сентиментализма. Такая поэзия, в которой фальшиво изображалась жизнь крестьян, осмеяна в повести И.А.Крылова «Каиб».

Буриме (от французского boutsrimes – рифмованные концы) – стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. По наименованию такого стихотворения получила свое название и игра в буриме, состоящая в состязании, кто скорее и удачнее выполнит упражнение в стихотворстве на заданные рифмы.

Бурлеска, или бурлеск (от итальянского buria – шутка) – один из видов юмористической поэзии: шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. Так, в форме бурлески французский поэт XVII в. Скаррон пересказал известную античную поэму римского поэта Вергилия «Энеиду»; боги в его бурлеске говорят языком базарных торговок.

В России в форме бурлески была, например, написана В.И.Майковым поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

Вирши (от латинского versus – стих) – так назывались в XVIIи XVIII вв. на Украине стихи – первоначально религиозного содержания, а потом и на светские темы, - близкие по форме к рифмованной прозе: без определенного стихотворного размера, но с обязательной рифмой в конце. В дальнейшем вирши писались с одинаковым числом слогов.

Теперь виршами иронически называют неуклюжие и нескладные стихотворные строки.

Внутренняя рифма – звуковой повтор не в конце стихотворных строк, а внутри их, когда слова, находящиеся в середине стиха, созвучны либо со словами, заканчивающими стих, либо со смежными словами в строке, либо со словами в смежной строке:

У наших ушки на макушке!

(М.Ю.Лермонтов, «Бородино».)

Над тобой, над малой речкой,

Над водой, чей путь далек …

(А.Т.Твардовский, «Василий Теркин»)

Вольный стих – силлабо-тонический , обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.

Таким стихом написана, например, комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», басни И.А.Крылова и других баснописцев.

Вольный стих широко используется баснописцами, так как благодаря его разностопности им легко передать интонации лукавой, иносказательной речи, характерной для басни.

Вольный стих поэтому часто называют также басенным стихом.

Гекзаметр ( от греческого hex – шесть и metron – мера) – стихотворный размер в античном стихосложении, шестистопный дактиль.

Этим стихом написаны известные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Гекзаметр у русских поэтов – это шестистопный дактиль в сочетании с хореем. Цезура после третьей стопы делит стих на два полустишия.

Пой, о богиня, про гнев

Ахиллеса, Пелеева сына,

Гибельный гнев, причинивший

ахейцам страданья без счета …

(«Илиада». Перевод Н.Минского.)

Все уж увенчаны гости;

иной обоняет, зажмурясь,

Ладана сладостный дым;

другой открывает амфору …

(А.С.Пушкин, «Из Ксенофана Колофонского»)

Гимн (от греческого hymnos – торжественная песнь) – так называли в Древней Греции торжественные стихотворения – песни, прославляющие легендарных народных героев или богов. В дальнейшем гимном стали называть торжественную, хвалебную песнь, в которой воспевается какое-либо явление, лицо, событие. В XIX веке гимном стали называть торжественную песнь, выражающую и воспевающую национальное, государственное или классовое единство.

Дактиль – трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог:

- - -

- - -

- - -

«Тучки небесные,

вечные странники!»

(М.Ю.Лермонтов)

Двустишие, или дистих – одна из простейших строф – сочетание двух стихотворных строк, связанных общей рифмовкой и объединяющей их интонацией.

Двустишия различают по стихотворным размерам и количеству стоп в них. Например, в античной поэзии было распространено двустишие, которое называлось «элегический дистих»: первый стих – гекзаметр, шестистопный дактиль, второй – пентаметр – тоже шестистопный дактиль, но с пропуском двух кратких слогов третьей и шестой стоп.

В силлабическом стихосложении двустишие представляло собой обычно тринадцатисложник с постоянной парной женской рифмой. Из двустиший шестистопного ямба состоит александрийский стих. Двустишие, обычное в восточной поэзии, называется бейт. Пример двустишия у А.С.Пушкина:

Гляжу, как безумный,

на черную шаль,

И хладную душу

терзает печаль.

(«Черная шаль».)