Смекни!
smekni.com

Теория стихосложения (стр. 6 из 6)

В полдневный жар

в долине Дагестана а

С свинцом в груди лежал

недвижим я; b

Глубокая еще

дымилась рана, а

По капле кровь

точилася моя b

Особый вид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русской поэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которой используется перекрестная рифмовка (схема abab). Кроме этих формальных особенностей, каждая строфа отличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанные стансами, принадлежат перу А.С.Пушкина: «Во глубине сибирских руд …», «Стансы» («В надежде славы и добра …»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных …».

Из других видов строф, которые сравнительно редко использовались в русской поэзии, следует отметить октаву, сонет и особый вид строфы, созданный Пушкиным, - так называемую «онегинскую» строфу.

Октава – это строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужских и женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в котором использована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».

Сонет чаще всего рассматривают как один из лирических жанров. Но с формальной точки зрения он является строфой, состоящей из четырнадцати строк. Сонет состоит из двух частей: первая часть включает два катрена (четверостишия), вторая – два терцета (трехстишия). Стихотворный размер сонетов – пятистопный (реже – шестистопный) ямб. Схема рифмовки даже в строгом, классическом сонете может варьироваться при обязательном условии: в катренах должны использоваться две равнозвучные рифмы, а в терцетах – две (реже – три) рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. А.С.Пушкиным написано три знаменитых сонета: «Суровый Дант не презирал сонета…», «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной …») и «Мадонна».

«Онегинская» строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Структурная схема «онегинской» строфы выглядит так: AbAbCCddEffEgg (прописными буквами обозначены женские клаузулы, строчными – мужские). Эта структура выдерживается во всем тексте романа, за исключением писем Татьяны (гл.3), Онегина (гл.8) и «Песни девушек» в гл. 3.

Терцина (от итальянского terzina) – строфа, состоящая из трех стихотворных строк, написанных обычным ямбом.

Стихи в терцинах скреплены перекрещивающимися рифмами: первая строка рифмуется с третьей, последней в строфе; вторая – с первой строкой второй строфы и т.д. Заканчивается терцина отдельной строкой, рифмующейся с предпоследней строкой последнего трехстишия.

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. К терцинам обращался в своем творчестве и А.С.Пушкин:

В начале жизни

школу помню я;

Там нас, детей

беспечных, было много;

Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,

Но видом величавая жена

Над школою надзор

хранила строго …

Тоническое стихосложение (от греческого tonos – напряжение, ударение).

Триолет (от французского triolet от итальянского trio – трое) – восьмистишие, один из видов строфы, построенной на троекратном повторении строк и рифм. Первая строка триолета повторяется как четвертая и седьмая, вторая – как его восьмая строка. Первый стих, кроме того, рифмуется с третьим и пятым; второй – с шестым.

Хорей – двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог:

_ _

_ _

Буря мглою небо кроет …

(А.С.Пушкин)

Хориямб – четырехсложная стопа, образованная из сочетания хорея и ямба. Такое сочетание встречается в ямбическом стихе, когда в многосложном слове, образующем две и больше стопы, нормальное ударение падает, например, на первый слог второй стопы:

Конь спотыкается под ним

Строка написана ямбом, но слово спотыкается нельзя читать спо!!тыка!!ется, разрывая его метрическим ударением, а надо читать, как звучит слово в естественной речи: спотыкается (_ _ _ _ _).

Четверостишие, или катрен – один из самых распространенных видов стихотворной сторфы с перекрестной, охватной или смежной рифмой.

В восточной поэзии четверостишие – отдельное стихотворение – носит название рубаи: в нем рифмуется первый, второй и четвертый стих.

Ямб – двусложный размер, в котором ударение падает на второй слог:

_ _

_ _

_ _

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла.

А.Блок.