Главная святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря - чудотворная икона Пресвятой Богородицы - во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории России.
Шел третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьез задумывалась о своем будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.
Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окруженная ослепительным сиянием, парила над озерными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она еще четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки - там, где сейчас находится церковь Всех святых (Полковая).
Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо - явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить наследующий день, а пока у иконы оставили нескольких человек для ночного бдения. Но те к утру задремали - утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал.
Правда, горевал недолго - на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и - самое радостное! - икону Богородицы.
Менее чем через два месяца первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый "дом" чудотворной освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь - Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия. (О "древней" истории Тихвинской иконы Богородицы подробнее рассказано в разделе "Святыни").
Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй - в 1395 году, третий - в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды ее находили неподалеку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник.
В 1510 году великий князь Василий 111 велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал "нарядчика" (то есть, как сказали бы сейчас, прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина - последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила.
В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал и сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государевых богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чем просить Богородицу. Незадолго до этого он развелся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетна, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана - в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный).
С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в "прифронтовую" полосу. Их следовало укрепить.
Таким образом, решение основать хорошо защищенную обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году. На левом берегу реки, где стоял Успенский собор, был основан Богородичный Успенский (или Большой Тихвинский) монастырь, а на ее правом берегу - меньший размерами Введенский женский.
Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Федор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвел необходимые здания и ограду с башнями.
Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам монастыря и его мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских "гостей". Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению)
Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению русских пришел конец - они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом.
Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо - Тихвинская икона Божией Матери защитила свой "дом". Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, "секуще аки стеблие", брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.
В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. "Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася..." - говорил глава русского посольства Даниил Мезец-кий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день.
"Мирное земли устроение" в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века. Обитель облекалась в камень - по сути, все (за малым исключением) ныне существующие каменные постройки появились в ней во второй половине этого столетия. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей.
Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь, окруженный обильными садами, несколько десятков жилых домов, гостиный двор, таможню, торговые ряды, Преображенскую церковь. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества, щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье.
После реформирования церковного землевладения (а в сущности - "экспроприации" монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский Богородичный монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином.
Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному "прапорщиком от архитектуры" Василием Поливановым. С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города еще более возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую.
И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток паломников. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с ее списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию.
Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название "Ополченной иконы". В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, "Ополченная" находилась в осажденном Севастополе.
1917 год лег резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как, впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь.
Его помещения поочередно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули, она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом.
Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но, тем не менее, успели вывезти "предметы искусства". В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года.
Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведенный в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падет богоборческая власть.
В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие - Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое привычное место в Успенском соборе - в киоте у первого столпа по правую руку от входа.