Высшего Профессионального Образования
«Русско-Британский Институт Управления»
(НОУ ВПО РБИУ)
Факультет очного и заочного обучения
Кафедра дизайна костюма
Тема: Традиции и новации в искусстве художников импрессионистов
Руководитель:
Конышева Е.В.
Выполнил: студент
группы Д-610 (К) Никитина Н.П.
Челябинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИМПРЕССИОНИЗМ – ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
1.1 История развития импрессионизма
1.2 Основные инновационные черты импрессионизма
2.1 Эдуард Мане
2.2 Эдгар Дега
2.3 Огюст Ренуар
2.4 Камиль Писсаро
2.5 Поль Сезанн
2.6 Альфред Сислей
2.7 Клод Моне
2.8 Берта Моризо
3. КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ИМПРЕССИОНИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Импрессионизм (франц. impressionisme, от франц. imrpression - впечатление) - художественное направление в искусстве, возникшее во Франции во второй половине XIX века. Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринуждённо запечатлеть мир в его изменчивости, передавая свои мимолётные впечатления.
В XIX веке индустриальное развитие сократило расстояния и уплотнило время. Пейзажи изменились и предстали перед зрителем в новом, непривычном для него виде. Расцвет пейзажа был предопределён всем развитием французской культуры и искусства. Тяга к природе, ко всему естественному, стремление противопоставить академическому направлению, чувства простые и непритязательные, отчетливо осознавались еще накануне французской революции.
Новое движение возникло как реакция на застой господствовавшего в те годы академизма, однако его появление было подготовлено несколькими факторами: изобретением в 1983 году Л.Дагером фотографии, внёсшей в искусство новое видение; научными открытиями Э.Шёвреля и О.Руда в области цветоделения; и появлением в 1841 году оловянных тюбиков для скоропортящихся красок, давших возможность художникам работать на пленэре. Благодатную почву для развития импрессионизма подготовили художники Барбизонской школы: они первыми стали писать этюды с натуры. Принцип "писать то, что видишь, среди света и воздуха" лёг в основу пленэрной живописи импрессионистов.(18, стр.52)
В 1648 году в Париже была основана Королевская академия живописи и скульптуры, долгие годы следившая за тем, чтобы творческая деятельность страны проходила в рамках классического искусства. Ежегодно под эгидой Академии проводились выставки - Салоны, участие в которых было престижным и почётным. Решающее слово при отборе картин для выставки принадлежало строгому жюри, состоявшему из преподавателей Академии и следившему за тем, чтобы сюжеты представленных полотен содержали героическую или историческую тематику, а сами бы они были выполнены в определённой цветовой гамме с соблюдением непреложных законов классической композиции.
Но 15 апреля 1874 года в Париже на бульваре Капуцинов состоялась выставка тридцати молодых художников, картины которых были отвергнуты официальным жюри Салона. Центральным произведением этой выставки явилась картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" (Музей Мармоттан, Париж).
На полотне, написанном художником в 1872 году в его родном городе Гавре, изображена почти нереальная картина восхода солнца над водной гладью гавани. Цвета только слегка обозначены, всё подёрнуто лёгкой сероватой дымкой, сквозь которую виднеются расплывчатые силуэты судов и кранов. И только красный шар солнца пробивается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое цветовое пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки кисти превращаются в лёгкую рябь на воде, придавая всей картине удивительную реальность и осязаемость. Впервые в истории живописи художник попытался запечатлеть не реальный объект, а своё впечатление от него.
Один из досужих репортёров, которых было великое множество на этой скандальной выставке, Луи Леруа, сотрудник "Шаривари", презрительно назвал Моне и его товарищей "импрессионистами". Впоследствии это ироничное имя закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.
Несмотря на то, что выставка молодых художников вызвала бурную общественную реакцию, нельзя считать, что именно 1874 год является годом рождения данного направления живописи. Сложилось и оформилось оно раньше - примерно за шесть-семь лет до указанных событий, поэтому крещение можно считать несколько запоздавшим. Кроме того, импрессионизм имел своих предшественников, заставили художников объединиться и выставить свои картины вопреки официальному мнению жюри, были просты. С одной стороны, выставка явилась своеобразным манифестом, провозглашающим существование нового молодого направления, которое заявило о себе в полный голос. С другой стороны, она привлекла знатоков и ценителей, которые могли стать потенциальными покупателями. Ведь до этого гарантией значимости картины было участие её автора в официальном Салоне.
Зима, предшествующая выставке, для многих её участников была очень суровой : многие из них в буквальном смысле слова умирали с голода. Поэтому К.Моне взял на себя труд по организации коллективной выставки в надежде, что отвергнутые по-одиночке, собравшись вместе, художники смогут привлечь внимание к своему творчеству и своим проблемам.
Большинство с энтузиазмом и с полным пониманием значения происходящего откликнулось на призыв Моне : О.Ренуар, А.Сислей, К.Писсаро, П.Сезанн, Э.Дега, Б.Моризо, А.Гийомен. Художники старшего поколения - Э.Буден, Ш.Добиньи, И.Ионкинд - решили поддержать молодёжь. И только Э.Мане, признанный всеми мэтр, отказался принять участие в выставке : он признавал только мнение официального жюри Салона и боялся навлечь на себя его гнев.(17, стр.252-255)
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения данного направления французского искусства с целью, понять культурную ценность импрессионизма и оценить его влияние на развитие мировой культуры в дальнейшем. В представленной работе будет рассмотрена тема, посвященная исследованию традиций и новаций импрессионизма, как одного из направлений искусства XIX века.
Несмотря на огромное количество литературы, и научных работ, проблема импрессионизма не исчерпана. Именно поэтому эта тема не теряет своей актуальности. Можно с уверенностью сказать, что к изучению, оценке и переоценке импрессионизма вновь и вновь будут обращаться исследователи.(18,стр.8)
Цель работы – исследовать традиции и новации этого направления французского искусства XIX века. В соответствии с этим были решены задачи:
- исследовать историю развития импрессионизма;
- изучить творчество основных представителей импрессионизма;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Теоретической основой представленной работы выступили научные труды по истории культуры, затрагивающие изучение вопроса о французском искусстве XIX в., в частности, о творчестве импрессионистов.
Это работы таких авторов как : Джон Ревалд, Ирвинг Стоун, Роберт Уоллэйс , Гуревич П.С., Столяров Д.Ю., Кортунов В.В., Маркарян Э.С., Радугин А.А., Швейцер А., Дмитриева Н.А. и др.
Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает в себя библиографический список, текстовые и иллюстративные приложения.
1. ИМПРЕССИОНИЗМ, ТРАДИЦИИ ИНОВАЦИИ
1.1 История развития импрессионизма
До середины XIX столетия французские живописцы являлись частью системы, испытывая на себе воздействие сложного профессионального института, имевшего отделения по всем основным видам искусства. Вершиной системы считалась Академия изящных искусств, в состав которой входили 14 живописцев и скульпторов, избираемых коллегами. Вплоть до 1863 года академики контролировали официальное искусство Франции, устанавливали стилистические нормы и распределяли пособия. Непосредственное управление выражалось Школой изящных искусств. Прочные устои академизма разрушили отношение к пейзажной живописи, сложившееся под влиянием Камиля Коро. (15, стр.5)
На гребне идей Французской революции во французском искусстве происходят серьезные изменения. Рождается новая, субъективная художественная реальность.
Весной 1874 года группа молодых художников пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку. Подобный поступок уже сам по себе был революционным и рвал с вековыми устоями, картины этих художников на первый взгляд казались ещё более враждебными традициям.
Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не однозначной. Они обвиняли художников в том, что те пишут не так, как признанные мастера, - просто для того, чтобы привлечь внимание публики. Наиболее снисходительные рассматривали их работы как насмешку, как попытку подшутить над честными людьми. Потребовались годы жесточайшей борьбы – противостояния и выживания, прежде, чем члены маленькой группы смогли убедить публику не только в своей искренности, но и в своём таланте.
Эта группа включала Моне, Ренуара, Писсаро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо. Члены её обладали не только различными характерами и различной степенью одарённости, но и в известной мере придерживались также различных концепции и убеждений. Однако все они принадлежали к одному поколению, прошли через одни и те же испытания и боролись против общей оппозиции. Объединившись почти случайно, сообща разделили свою участь, так же как приняли название «импрессионисты» - название, придуманное в насмешку одним журналистом – сатириком.