«В простонародье «Цинмин» иногда называется Праздником подметания могил, поскольку он непосредственно связан с китайской культурной традицией культа предков. Стоит отметить, что китайская культура не знала принципиального различия между богами и душами мёртвых и, что потусторонний мир в ней был не просто отражением, но и прямым продолжением мира земного. Именно поэтому этот праздник так важен для китайцев»/7, с.4 /.
Каждый год в этот день в разных краях Китая происходят массовые посещения могил. На кладбищах собирается множество людей, и даже дороги, ведущие к кладбищам, тоже переполнены народом. В наши дни обряд поминовения усопших гораздо проще, чем был в древности: обычно люди приходят на могилы предков, приводят могилы в порядок, приносят цветы, пищу и любимые вещи умерших, зажигают курительные палочки, жгут «жертвенные деньги», почитают память поклонами перед табличками с именами умерших.
В древности же обряд поминовения усопших происходил по другому, более сложному сценарию. «В день посещения могил глава семейства с утра отбивал поклоны предкам у домашнего алтаря, принося в жертву пять, восемь или десять блюд с мясом, пельмени и вино. Затем члены семьи, захватив с собой заготовленную провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения – курительные палочки, жертвенные деньги, хлопушки и прочее, отправлялись к семейному кладбищу. В большинстве районов Китая на эту прогулку семьи выходили в полном составе, что для незамужних девушек предоставляло редкую возможность прервать домашнее затворничество и побывать на людях.
Придя на место, участники церемонии первым делом приводили в порядок могилы (иногда это делалось заблаговременно): убирали сорную траву, поправляли могильный холмик, обновляли надписи на могильных плитах и прочие. По правую руку от могилы выставляли подношения небесному владыке и Божеству земли: три мясных блюда, три чашки вина, пару свечей и три курительные палочки. Закончив чествование Божества земли, глава семейства и его помощники ставили по обеим сторонам надгробной плиты зажжённые свечи, а перед плитой – курительницу с пучком курительных палочек. Тут же раскладывались жертвенные яства.
Каждая семья старалась как можно лучше угостить своих предков. Весьма желательными считались в данном случае «три животные жертвы» – свинина, баранина и курятина. Богачи нередко преподносили зажаренных целиком свинью, барана и курицу. Жертвовались также самые разнообразные блюда: рыба, овощи, фрукты, сладости, чай, вино. Глава семьи, опустившись перед могилами на колени, произносил короткую молитву и отбивал три поклона. Вслед за ним поклонение совершали по очереди все домочадцы. В дар душам умерших, а также богам сжигались пачки жертвенных денег, причём на них нередко выливали чашку вина. Вся церемония заканчивалась оглушительными разрывами хлопушек – традиционным звуковым сопровождением всякого празднества в Китае» /7, с.4 /.
По всему Китаю принято оставлять на могилах пачку жертвенных денег. Все эти обряды, символизируют преданность потомков их предкам и тем самым преемственность между теми и другими, а также преследуют и вполне практическую цель – оградить семейные могилы от посягательств на них со стороны владельцев соседних участков или бывшего хозяина земли. Бумажные деньги или импровизированные изгороди из остатков пищи свидетельствуют о том, что могилы находятся под присмотром живых.
Посещение могил предков, как всякий настоящий праздник, является целостным социальным фактом, в котором сходятся важнейшие стороны жизни китайцев и отображаются самые разные их жизненные ценности. В нем есть, разумеется, элемент торжественности, который нередко нарочно подчёркивается. Например, «в провинции Шэньси друзья или знакомые, встретившись во время прогулки к семейному кладбищу, с необычным усердием приветствовали друг друга: они медленно сгибались до земли шесть-семь раз. Приветствие повторялось трижды и занимало немало времени» /7, с.4 /.
Чествование предков в день Цинмин является также поводом для сбора всех родственников и демонстрации их сплочённости. В древности, по всему Китаю, особенно на Юге, после жертвоприношения у могил полагалось устраивать пиршества, в которых участвовали все члены клана.
Праздник Цинмин приходится на чудесные весенние дни, когда начинает проступать первая зелень и повсюду чувствуется свежее дыхание весны. С древности в Китае сохранилась традиция совершать на праздник Цинмин весенние прогулки. И в наше время в дни праздника Цинмин во многих достопримечательных местах и за городом можно увидеть толпы отдыхающих.
«Раньше весёлые пикники в день весеннего праздника называли в Китае «гулять по весне, любоваться пейзажем». Многие спешили посетить памятные или известные своей красотой места, другие просто отдыхали среди расцветавшей природы. К услугам гуляющих были многочисленные лотки с вином, чаем и фруктами, тут же давались различные цирковые и театральные представления. В этот день было принято запускать воздушных змеев, что в Китае тоже символизировало изгнание нечисти» /7, с.4 /.Запуск бумажныхзмеев – одно из самых любимых развлечений в дни праздника Цинмин. Их запускают и в другие дни, но именно в Цинмин змеев запускают и днем и ночью. К змеям или вдоль нити привешивают гирлянды разноцветных маленьких фонариков, которые сверкают в ночном небе, словно яркие звезды. Эти фонарики называют «волшебными».
Другими словами, Цинмин знаменовал окончание периода запусков воздушных змеев, приходившегося на зимнее время. На этом заканчиваются праздники зимнего и весеннего периодов и начинаются праздники летнего периода.
Праздник Цинмин является одним из важнейших праздников китайского народа. Китайцы остаются верны своим традициям, хотя в наши дни принцип празднования дня «поминовения усопших» стал значительно проще, чем он был в древности. Сейчас он больше похож на родительский день в России, когда родственники и близкие отдают дань памяти своим близким и друзьям.
4 ПРАЗДНИК ЛЕТА
Вторым большим, после Нового года, праздником считается праздник 5-го числа 5-го месяца «уюэцзе» или другое его название «Дуаньуцзе» праздник «двойной пятерки». Этот праздник также называют праздником «Лодок-Драконов». Раньше его называли «Дуньянцзе» (праздник Летнего солнцестояния, праздник нахождения солнца в зените).
Настроение этого праздника заметно отличается от оптимистического тона новогодних и весенних торжеств. Теперь, когда в полях зреет новый урожай, а год прошел уже почти половину своего пути, люди должны защищать себя от темных сил, угрожающих их благополучию. «С древности 5-й месяц слыл в народе несчастливым, поэтому праздник «двойной пятерки» всегда сопровождался изготовлением разного рода талисманов и оберегов. Наибольшей популярностью традиционно пользовались листья полыни и пальмового дерева, ветви персика, ивы, гранатового дерева, кусочки пестрого шелка и прочее. Существовал обычай на дверях дома к этому дню вешать изготовленные из полыни фигурки человечков или тигров, обвязывать руку разноцветными шелковыми нитями» /8, с.202 /. В наши дни также принято в этот день на шею детям надевать разноцветные амулеты, изображающие тигра и наполненные полынью, которые отгоняют злых духов и приносят удачу.
Главным обрядом праздника «двойной пятерки» является гонки лодок с фигурами драконов на носу, так называемых лодок-драконов. По легенде возникновение этого праздника связано с памятью о китайском поэте-патриоте Цюй Юане, который служил министром при правителе государства Чу. Он имел огромное влияние и, конечно же, у него было куча завистников при дворе. Цюй Юань много раз обращался к царю с предложениями о реформах, направленных против коррупции, упадка и политической деградации. Но тот, поверив доносам завистников Цюя, выгнал его из столицы. На чужбине поэт, угрызаемый тоской по своей родине, и создал самые выдающиеся свои произведения, отразившие его любовь к родине и беспокойство по поводу её будущего. В 278 году до нашей эры войска царства Цинь захватили столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, не смог этого перенести и пятого числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян.
Узнав о трагедии, люди в горе и ужасе бросились в лодки и отправились на поиски тела, которое впоследствии так и не нашли. Они громко били в барабаны, шлёпали вёслами по воде, чтобы отогнать прожорливую морскую фауну и злых духов от Цюй Юаня. Некоторые кидали рис в воду, чтобы утопленник не голодал. Ближе к ночи, люди увидели дух Юаня, который сказал, что рис, предназначенный ему в пищу, съедает речной дракон, поэтому пусть они заворачивают его в тростниковые листья и перевязывают его цветной ниткой, так как дракон боится именно этих двух вещей. Отсюда и пошло традиционное блюдо – «цзунцзы» – клейкий рис, завёрнутый в листья тростника или бамбука.
Теперь в этот день, в честь памяти поэта, организуются соревнования лодок, нос и корма которых украшены драконьей головой и хвостом. Этим гонкам примерно столько же лет, сколько Олимпийским играм. Они зародились более 2 500 лет назад на берегах великой реки Янцзы и были частью программы традиционного праздника в честь водного дракона.
Когда наступает этот великий день, в прибрежных провинциях Центрального и Южного Китая (следует отметить, что этот праздник «двойной пятерки» – южный праздник: его корни – в Южном Китае, и там его больше всего празднуют) толпы людей нанимают лодки и отправляются к берегам ближайших рек и озер. Слышны народные песни или мелодии из знаменитых опер, которые китайцы поют или играют на китайской флейте. Лодки плывут без цели и направления, в то время как празднующие отведывают различные кушанья, беседуют, или восторгаются всем происходящим. В толпах на берегу, пожалуй, еще веселее. Люди расхаживают от одного навеса к другому или сидят под бамбуковым тентом и пьют чай. Они ждут. В воздухе ощущается напряжение, подобное тому, которое испытывает спортсмен перед началом больших соревнований.