Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.
На разных этапах эти новаторские явления в русском искусстве обозначались терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство» и др.
С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит радикальная смена эстетических установок: французские фовисты и немецкие экспрессионисты (1905) полностью пересматривают отношение к цвету и рисунку, кубизм (1907) освобождает живопись от повествовательности и «чувствительности», абстракционизм (1910) – от предметности, футуризм (1909), чьи инновации находятся за пределами собственно изобразительности, вносит в искусство дух нигилизма и агрессии. Состояние, в котором в конечном счете оказывается изобразительное искусство ХХ в., можно назвать перманентной эстетической революцией.
К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России.
1. Батракова С. Язык архитектуры постмодернизма и конец великой утопии//Борьба тенденций в современном западном искусстве, М., 1986
2. Бене К. Театр без спектакля, М., 1993
3. Бушуева С. Полвека итальянского театра, Л., 1978
4. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915–1932. М., 1993
5. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб.: ЛИТА, 2000.-864с.: ил.
6. Западное искусство ХХ века. М., 2001
7. Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989
8. Истомина Е.М. Некоторые проблемы театрального авангарда 1910-1920. Театральные эксперименты итальянских футуристов и дадаистов. М., 2001
9. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 7. М., 1959
10. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932. Т. 1. СПб., 1996
11. Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1968
12. Неизвестный русский авангард / Автор-составитель А.Д. Сарабьянов. М., 1992
13. Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже 1908–1924. М., 1988
14. Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы международной конференции. М., 1993
15. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.,1993
16. Хан-Магомедов С.О. Новый стиль, объемный супрематизм проуны//Л.М. Лисицкий. 1890–1941. М., 1990
[1] Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже 1908–1924. М., 1988. С. 10
[2] Хан-Магомедов С.О. Новый стиль, объемный супрематизм проуны//Л.М. Лисицкий. 1890–1941. М., 1990. С. 39
[3] Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1968. С. 209
[4] Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1968. С. 208
[5] Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 7. М., 1959
[6] Пумпянский Л. Октябрьские торжества и художники Петрограда//Пламя, 1919,№ 35.С.12