Последовательно расцветавшие на этой территории культуры создали также великолепное пластическое искусство, скульптура и рельефы которого поражают своим спокойным достоинством, изысканностью, строгой гармонией. Оно во многом предвосхитило греческую скульптуру периода архаики, а может быть, и легло в ее основу.
Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этого слова: ее составляли различные сведения о мире, но в ней отсутствовали теории). Уже в шумерский период было известно деление круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет. Астрономы Вавилона (самые известные из них Набуриан и Киден) разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года. Существовали астрономические школы, распространявшие знания вавилонян на восток и на запад. Уже с XIII века до н. э. известны 12 созвездий зодиака, а их символические обозначения сохранились до нашего времени. Начиная с VIII века до н. э. в Месопотамии создается астрономическая служба наблюдения за светилами, которая рассчитывала положение небесных тел.
Работы, связанные с постройками, измерениями полей, проведением каналов, подсчетом запасов, привели к возникновению математики. В Месопотамии использовались системы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен корень квадратный из 2 до шестого знака после запятой (1,414213), определено число “пи” как величина 3,125. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел.
Особое место в мировой культуре занимает уровень развития технических знаний в Шумере, Вавилонии, Ассирии. Среди “чудес света” упоминаются “висячие сады” Семирамиды, построенные вавилонским царем Навуходоносором. При нем был возведен знаменитый зиккурат — храм бога Мардука, известный как Вавилонская башня. Украшая столицу своего царства, Навуходоносор приказал построить сады на непригодных для этого скудных землях. На скальных уступах, выровненных, как ступени большой лестницы, укрепляли каменные балки, которые вначале покрывали тростником и составом, напоминающим асфальт, затем укладывали кирпичи, на них — завезенные издалека свинцовые пластины, и уже сверху насыпали плодородную землю, постоянно поливаемую при помощи системы каналов и различных способов подъема воды. Это было сложное инженерное сооружение. Уровень знаний о способах выращивания растений, которые привозились воинами царя из походов и торговцами из путешествий, был высоким. По существу — это первый в мире ботанический сад, воспетый современниками, а затем греческими и римскими авторами.
В I тысячелетии до н. э. в Ниневии был пробит длинный тоннель в скалах на высоте 500 м над уровнем моря. Для переправ через реки сооружались мосты. Так, в Вавилоне в IV веке до н. э. через канал был построен мост из кусков тесаного камня, скрепленных железом и свинцом. Греческий историк Геродот (490/480 — ок. 425 до н. э.) пишет: “...на этом мосту ...в начале дня клали настил из деревянных брусьев, по которому и переходили вавилоняне. На ночь настил снимался, чтобы они не переходили через реку и не обворовывали друг друга” [62, с. 83].
По природным условиям Междуречье нуждалось в сложной системе оросительных каналов: нужно было регулировать уровень воды в реках, чтобы избежать заболачивания и засоления почвы. Были созданы магистральные каналы, от которых в разные стороны отводились распределительные каналы и арыки, в них вода подавалась с помощью шадуфа — шеста, на одном конце которого навешивалось кожаное ведро, а на другом — противовес. Для перекачивания воды из нижних каналов в верхние привлекали тысячи людей, которые фактически попадали в кабалу.
Уже в III тысячелетии до н. э. появилось стекло, сначала использовавшееся для бисерных украшений. Технология изготовления стекла была примитивной: все компоненты смешивались на глаз, готовность стекла определялась так же.
Месопотамия — это начало человеческой культуры, ставшей основой всех форм и видов культуры более поздних времен, вплоть до современности.
1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи в обществе. Теперь человек является подданным не по родственным связям, а по другим основаниям. Среди них — проживание и деятельность на определенной территории, подчинение законам, выработанным правителями этих государств. Вместе с государственностью возникает и развивается правовая и политическая культура, появляются основы цивилизации.
2. На территории Месопотамии сложилось, расцвело и погибло несколько государств. Хотя в них в различной степени были развиты социальные, экономические и политические отношения, их культурные институты во многом сходны между собой, поэтому можно говорить об общей культуре этого региона.
3. Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составлявших ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.
4. Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний.
Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает единственная река — Нил, берущий начало в тропиках Руанды, среди озер и влажных земель. Время от времени, вобрав в себя обильные тропические дожди, он взбухает, заливает берега, затопляет сухие пески, подымается более чем на 8 метров, а потом медленно возвращается в свое русло, оставив на берегах плодородный ил. На этих местах взрастают обильные урожаи. Если же вода стоит слишком низко или, наоборот, слишком высоко, то год может оказаться неурожайным, как нередко случалось [136, с 74].
Там вздымаются ввысь пирамиды, там возлежат сфинксы, ставшие символами одной из древнейших культур мира. Построенные 5 тысяч лет тому назад, пирамиды выглядят могучими хранительницами времени, как бы застывшими в их совершенстве и неизменности.
Говорят, что в 1798 году во время египетской кампании Наполеон, чтобы воодушевить своих солдат на сражение с войском владыки Египта Мурадом, воскликнул, указывая на пирамиды, возвышающиеся среди песков: “Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!”
Вся египетская культура выглядит миром остановленного времени, миром неизменности и постоянства, но это обманчивое представление, ибо три периода истории Египта — Древнее царство, Среднее царство и Новое царство — были наполнены бурными событиями, войнами, восстаниями, смутами и долгими годами процветания. Действительно, Древний Египет в своем культурном развитии стремился к постоянству, фиксируя в искусстве, различных надписях и папирусах обычаи и традиции всех прошлых поколений. Верность памяти предков и образует мощный монолит культуры Древнего Египта [44].
Поселения в долине Нила, самой длинной реки мира, существовали за 5 тысяч лет до н. э. Деятельность людей, живших здесь, была связана именно с нею. В своем нижнем течении, на территории, где был расположен Древний Египет, Нил не имеет притоков, и люди считали, что это единственная река мира (“Нил” — одно из древнейших географических названий, предположительно из семитско-самитского “нагал” — река). Он был для египтян святыней, ему поклонялись под именем Хапи, его воспевали в стихах, ему посвящались молитвы и приносились жертвы. Так звучит текст молитвы:
"Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влаги; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты — творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты — царь, и приказы твои расходятся по всей земле" [61, с. 33].
А вот фрагменты этого же восхваления Нила в переводе А. Ахматовой [248, с. 105]:
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел на эту землю,
Явился, чтоб оживить Египет.
Бег его таится, подобно мраку
Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.
Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе;
Он поит пустыню и сушь,—
Ведь это его роса падает с неба;
Он правит Непра[1],
Он дарует процветание ремеслам Пта...
Приносящий пишу, богатый едою,
Творящий прекрасное,
Владыка силы благоуханный,
Тот, кому радуются.
Кто родит траву стадам.
Кто сердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающему под его покровительством,
Где бы ни был он: в преисподней, в небесах или на земле.
Он держит в своей власти Обе Земли,
Он наполняет житницы и насыпает груды зерна
И отдает добро беднякам...
Из этих донесшихся до нас из глубины веков славословий Нилу видно, какое значение придавалось самому главному дару природы. Даже греки, путешествовавшие в Египет, называли эту страну “Даром Нила”. Другое название Египта — “Айгиптюс” мы находим у Геродота. Сами же египтяне называли свою страну “Та Каме” — “Черная земля”, в отличие от земли пустыни, которая называлась “Красная земля”.