Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Факультет Истории Искусства
Кафедра всеобщей истории искусств
РЕФЕРАТ
по теме:
Украина глазами Куинджи
Работу выполнила студентка 2 курса,
дневного отделения
Специальности Музеология
Привалова А.Д.
Работу принял
Сысоев В.П.
Москва 2009
Содержание:
Ведение
Глава 1. Путь к славе
Глава 2. Период «молчания»
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Посмертное наследие Архипа Ивановича Куинджи включает в себя более 500 произведений, значительная часть которых написана в Крыму. Именно Крым стал тогда для Куинджи его духовным, творческим центром. Внимание художника привлек Южный берег Крыма, с его сложным горным рельефом, с великолепием и пышностью растительного мира, омываемый капризными волнами Черного моря, с обилием солнечного света и бархатом летних ночей. Здесь он приобретает земли[1]: в районе Кацивели, в Алупке и самое обширное имение с девственной природой, с причудливой красоты прибрежной полосой и скалой Узун-Таш — в Кикинеизе. Его он особенно любил и часто изображал. В настоящее время этот некогда божественный уголок обезображен производимым тут строительством. Куинджи жил в южнобережных имениях ежегодно, подолгу, до самой своей смерти. Он надеялся, что крымский климат приостановит вдруг начавшую активно развиваться болезнь сердца. У Архипа Ивановича была особая духовная связь с родными местами. Во всех его пейзажах Украины чувствуется трепетность и нежность к изображаемым местам.
В пейзажах Куинджи перед глазами зрителя чуть ли не впервые в изобразительном искусстве раскрылась в таких ярких и поэтических образах природа Украины. Он обогатил русское пейзажное искусство новыми темами и мотивами. Казалось здесь художник шел по путям Гоголя, воспевавшего красоту украинской природы. Цветущая степь, озаренная солнцем, спокойная гладь Днепра, лунное сияние-всё это образы украинской природы, в которых художник не ставил себе задачи сохранить в пейзаже «портретное» сходство с определенным местом. Он создавал обобщенные образы, стремясь в каждом произведении раскрыть присущую данному мотиву поэтичность.
О творчестве и жизни Куинджи писали многие авторы. Большинство работ принадлежит перу Виталия Серафимовича Манина известного отечественного искусствоведа. Он является автором работ: «Куинджи и его школа»[2], «А.И. Куинджи»[3], «Русская пейзажная живопись»[4]. Еще одним исследователем творчества Куинджи является Фаина Сергеевна Мальцева. Ей принадлежит работа «Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века»[5], в которой одна из глав описывает жизнь Архипа Ивановича. Пинхасова Г.А. Посвятила живописцу статью «Куинджи и Крым»[6]. О Куинджи писали и современники, например Илья Ефимович Репин в своей автобиографии[7] и Николай Константинович Рерих в книге «Листы дневника»[8] посвятил статью Архипу Ивановичу.
Глава 1. Путь к славе
Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе. Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая. Всё детство и юность художника прошли на территории современной Украины[9], которая, в свою очередь, не оставила его равнодушным. В десятилетнем возрасте Архип Иванович начал работать, но впоследствии по совету Аморетти отправился в Феодосию к знаменитому живописцу Айвазовскому. Куинджи сразу поразили красоты города, омываемого изумрудным морем. Проведя там некоторое время он перебрался в Одессу. Все это время Куинжди не расставался с кистями и в 1866[10] году он решает поехать в Санкт-Петербург для поступления в Академию Художеств. Однако ему это не удалось.
В 1868 году он решает получить звание свободного художника, выставив на конкурс картину « Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма»[11]. Картина написана со всем старанием и со всей любовью на мотив родной ему южной природы помогла ему обрести желаемое звание. Получив в 1870 году диплом, удостоверяющий присвоение ему звания неклассного художника, Куинджи написал несколько картин от которых, по словам Репина, все были в восторге[12]. Так началось восхождение живописца. Принимая эстетическую программу передовой творческой организации художников, Куинджи дебютировал на выставке Товарищества в 1874[13] году с пейзажем «Забытая деревня», полным глубоко социального смысла. Картина была воспринята тогда как произведение, отражающее общественно значимую тему крестьянской жизни. Судя по небольшому подготовительному рисунку, сделанному, очевидно, по натуре, можно считать, образ отображенный в пейзаже возник у художника из личных впечатлений, оставленных родным краем.
В 1875[14] году Куинджи на 4-ой Передвижной выставке демонстрирует картину «Чумацкий трактат в Мариуполе». Полотно пронизано тем же смыслом и эмоциями что и «Забытая деревня». Плавные переходы света и тени скрывают оттенок трагичности и придают пейзажу сочувствующее настроение. Вытянутый по горизонтали формат полотна и удачно сложившаяся композиция с медженно движущимся по дороге обозом обостряет впечатление от обобщенно раскрытой, взятой из жизни темы. Автор пишет картину весьма реалистично: серое небо, грязные обозы, унылые люди... Но в ней нет ни малейшего пренебрежения к происходящему. Колея уходит от первого плана картины вглубь, а низкая точка зрения делает зрителя как бы участником происходящего, вводит его в картину, где он, как и ее герой, должен не любоваться неким «видом», а ощутить на себе всю огромность и безрадостность пространства. Всеволод Гаршин об этой картине писал: «...гразяь невылазная, дождь, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Всё это как-то щемит за сердце.»[15] Возможно, в этот момент в Куинджи говорила горечь разлуки с родным краем. «Чумацкий тракт в Мариуполе» следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Продолжая работать над украинским пейзажем, художник все чаще и чаще обращается теперь к избранию таких мотивов, которые способны пробудить у зрителя чувство красоты и величия природы родины. Его искусство преобретает положительные идеалы и оптимистические нотки в сюжете.
В 1876 году на 5-ой Передвижной выставке[16] Куинджи показал картину, которая действительно потрясла общественность. И вновь с обращением к родным местам. Манин в своей монографии назвал картину «Украинская ночь» «непозволительно роскошной»[17]. Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. И это действительно было так - настолько необычной, и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Обычный, не выдающийся образ Куинджи изобразил так, что смотря на картину зритель может услышать звуки той самой украинской ночи. При всей лаконичности и скупости деталей деревенского пейзажа картина казалась воплощением красоты украинской природы и ее почти сказочного очарования, вызванного волшебством лунного света. Живописец передал чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью, обобщая цвет и упрощая форму. «Украинская ночь» явилась каким-то новым художественным откровением. Критики поражались умением художника усиливать краски натуры, контрастно сопоставлять освещенные и затемненные участки. Появился даже термин "куинджевское пятно". Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов.
В 1880 году Архип Иванович устраивает персональную выставку, на которой выставляет всего одну картину - «Лунная ночь на Днепре»[18]. К этой картине он шел давно. Выбранный мотив снова возвращает нас к природе Украины. Художник ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Задуманная картина — мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Трудился над ней осень и зиму. Весной заканчивал свое необычное творение. Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его картина свет излучает. Желающие посмотреть на такую диковинку выстраивались в очередь. Картина «Лунная ночь на Днепре», размещенная в нарочито темном помещении, под направленным на нее электрическим лучом казалась окном в необычный мир, где под таинственным светом луны искрится спокойная река, протекая мимо спящего украинского хутора. Эффект от картины был потрясающий. Зрители пытались заглянуть за неё, чтобы убедиться, что там нет искусно спрятанного фонаря. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Куинджи умел побеждать. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Мир забылся в спокойном сне. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира, красоте родины, которая сподвигла живописца на данный шедевр. В картине «Лунная ночь на Днепре» человеческое и космическое начала не тождественны. Они измерены разными мерами. Человеческая природа несопоставима своими малыми величинами с высоким порядком мироздания. Эти два восприятия проникают друг в друга. Они неразрывны. Но ощущение грандиозности мира, таинственности его горизонтов, глубины его завораживающего света, его притягательной силы подавляет восприятие человеческой жизни, ее следов на земле. Только картина написанная с любовью будет пускать к себе зрителя и столь ярко светится.